Украинские меценаты больше всего тратят на искусство и исторические раритеты

Газета «ДЕЛО» опубликовала первый в Украине рейтинг «Лучшие меценатские программы Украины». В нем участвовали 65 программ, которые профинансировали в 2008-2009 гг. 25 меценатов

Впервые  в Украине "ДЕЛО" представляет рейтинг "Лучшие меценатские программы". Все эти проекты были реализованы в культурной сфере при поддержке украинских бизнесменов и политиков в прошлом и текущем году.


Конечно, суммы пожертвований сократились, некоторые новые проекты были перенесены на будущее, но, как эмоционально выразилась одна из экспертов проекта, президент Украинской секции Международной ассоциации арт-критиков под эгидой ЮНЕСКО Зоя Чегусова: «Оказывается, не все так печально, как могло показаться».
Украинские меценаты предпочитают тратить деньги на поддержку изобразительного искусства, развитие культурной среды регионов, а также на патронат талантов, особенно юных. Неохотнее всего, как выяснилось, отечественные меценаты занимаются реставрацией замков, классической музыкой, литературой и кинематографом. 


Большинство участников нашего проекта согласны с утверждением мецената, начальника Государственного управления охраны окружающей природной среды в Киеве Александра Прогнимака. Он считает, что «в условиях кризиса, когда государство перестает поддерживать культурные инициативы, эту миссию должны брать на себя меценаты». Именно так поступили те люди, чьи программы представлены в рейтинге «ДЕЛА». По существу, они взяли на себя миссию государства. Именно это явление заставило наших экспертов на вопрос, должно ли быть меценатство тайным, единогласно ответить: «Нет».

Еще одна особенность меценатства по-украински, отмеченная экспертами проекта, это крайности, в которые впадают доноры проектов: от полной публичности до полной тайны. Действительно, очень часто вопрос о сумме пожертвований воспринимается как оскорбление. В нашем исследовании, например, меньше половины участников сочли возможным открыть публично сумму затрат на меценатство. «Главная причина такой закрытости — в отсутствии государственной и общественной поддержки, — уверена Любовь Паливода, президент Благотворительного фонда ТЦК. — Государство не дает налоговых льгот, а в обществе негативно относятся к состоятельным людям».Третья особенность меценатства в нашей стране в целом — отсутствие долгосрочной стратегии у большинства меценатских проектов, их одноразовость. «Для большинства же людей, которые занимаются меценатством, важным фактором является создание положительного социального образа, и они дошли до понимания, что нужно вкладывать в сферу культуры, но пока что делают это бессистемно», — считает политтехнолог Сергей Гайдай.  


Нередко за меценатство выдают обычное спонсорство. Один из наиболее показательных примеров такой подмены понятий — на сайте фонда Эдуарда Прутника «Eдиний cвiт». Это была организация прощальных гастролей Аллы Пугачевой и презентации ее радио «Алла». 


Но сейчас в украинском меценатстве зарождается новый тренд — от стихийной помощи к системному подходу. Такую практику, свойственную бизнесу, привнесли в эту сферу Виктор Пинчук и Ринат Ахметов. Их опыт реализации меценатских проектов большинство экспертов оценили как самый инновационный и имеющий высокий социальный эффект. Причем работают они в совершенно разных областях. Для Виктора Пинчука это современное искусство —  язык понятный в любой стране мира. Ринат Ахметов серьезно взялся за реставрацию культурно-археологических заповедников. 


Охотнее всего украинские меценаты выделяют деньги на акции, связанные с изобразительным искусством. Объясняется такой интерес тем, что у большинства есть художественные коллекции, многие уже относятся к своему увлечению как к арт-инвестициям, и, естественно, заинтересованы в создании современного цивилизованного арт-рынка в Украине. 


На втором месте по популярности стоят меценатские проекты, связанные с поддержкой юных талантов и развитием культуры в различных регионах. Такие мероприятия больше благотворительные, чем меценатские. Наиболее масштабно и системно работает в этом направлении Фонд Александра Фельдмана. Главным плюсом программ харьковского мецената является системность патроната. Постоянно поддерживает талантливых юных музыкантов Влада Прокаева, владелица модельного агентства «Карин». Много помогает учреждениям культуры Фонд «Патриот Запорожья», основанный Евгением Черняком, владельцем торговой марки «Хортиця», и Фонд Петра Порошенко, министра иностранных дел. 


Как оказалось, очень немногие меценаты берут на себя задачу реставрации памятников. Долгосрочная программа по поддержке музея Пирогово есть у Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины». Остальные помогают точечно — когда попросят. 


Литература тоже оказалась «в золушках» у большинства украинских меценатов. Пожалуй, дело здесь в том, что в стране нет ярких, раскрученных, авторитетных писателей, нет интереса к литературному процессу. А нет их во многом потому, что нет серьезных меценатских программ. Исключением служит «Коронация слова» — проект, которым председатель правления «Крафт Фудс Украина» и истинный книгочей Юрий Логуш с супругой Татьяной занимаются уже 10 лет.