НБУ курс:

USD

41,84

--0,02

EUR

43,51

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,25

EUR

44,28

44,10

Украинский рынок дронов оценивается в $1 млн в месяц — Fly Technology

Совладелец компании Fly Technology, официального дистрибьютора дронов в Украине, Игорь Зайцев рассказал Delo.ua о реалиях и тенденциях мирового и национального рынка квадрокоптеров, перспективах их развития и многом другом

ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ

Что из себя представляет сегодня мировой рынок дронов? Во сколько он оценивается? Какие его основные игроки?

Информации об объемах мирового рынка дронов довольно мало, потому что в данный момент сегмент дронов, квадрокоптеров развивается, и на этом рынке есть очень много достойных стартапов, которые пока тяжело оценить. Основным игроком на рынке дронов является компания DJI, по разным оценкам ее доля достигает порядка 70-85% рынка. Почему такая большая доля? Потому что в DJI как раз и придумали сегмент потребительских дронов, который мы называем RTF — ready-to-fly. Это устройства, которые можно достать из коробки и сразу использовать. А на самом деле технология квадрокоптера была изобретена в 20-х годах прошлого века.

Почему только сейчас они получили такое бурное развитие?

Потому что эта технология очень упростилась, появился такой коробочный вариант, это стало простым в использовании. Раньше нужно было что-то паять, крепить, клеить и так далее. Сейчас — открыл коробку, включил, полетел. То есть технология стала простой и доступной широкой массе людей.

Фото: Э.Солдатова

И все же, какие-то исследовательские компании оценивали этот рынок в мире? Возможно, есть какие-то цифры?

Объем продаж рынка дронов в мире, как прогнозируют эксперты, в 2018 году составит порядка $100 млрд.

А какова его динамика? Как он будет развиваться в будущем?

Последние 10 лет он постоянно растет, не меньше 50% роста в год. Рынок развивается очень большими темпами, появляются новые сегменты, какие-то новинки, которые ломают стереотипы. Например, появление сенсоров, которые не дают врезаться в стену, или которые могут видеть объект и следовать ему при определенном настрое.

А крупные технологические компании смотрят на этот рынок? Им он интересен?

Если говорить в целом про рынок дронов, под которым я понимаю любое оборудование, которое летает и у которого внешний пилот, такие мировые гиганты и лидеры индустрии, как Boeing и Lockheed Martin, уже разрабатывают свои грузовые дроны. Кроме того, есть еще боевые дроны, которые уже используются во многих армиях мира. Рынок очень динамично развивается. Основными его игроками, помимо уже названного, являются Yuneec, 3dr, Parrot.

Это американские компании в основном?

Производство большей части квадрокоптеров сосредоточено в Китае. Даже в одном городе — Шеньжене. Ну а главные офисы могут быть в разных странах, тот же Yuneec базируется в Германии, 3dr — американский бренд, Parrot — французский.

Давайте перейдем к ситуации в Украине. Какой тут рынок? Есть ли он вообще? И какие его особенности?

Рынок дронов однозначно существует в Украине. И дистрибьюторов, и изобретателей украинских. Мы помним времена, года 4 назад, когда все воспринимали квадрокоптеры как игрушку, почти как радиоуправляемый вертолетик. Сейчас все кардинально поменялось. Сейчас дроны и квадрокоптеры используют больше в коммерческих целях. И рынок очень сильно сегментировался. У всех производителей появились очень четкие сегменты — промышленный, дроны для любителей и просто игрушки.

Украинский рынок дронов оценивается в $1 млн в месяц, в розничных ценах.

Что касается структуры, то в Украине доля DJI еще больше, чем во всем мире, в денежном эквиваленте. Почему так? Это фактически лидер во всем мире, и бренды второго порядка до недавнего времени практически в Украину не заходили. Сейчас постепенно другие бренды заходят, начинают развиваться, люди о них начинают узнавать.

Фото: Э.Солдатова

Какой в Украине основной канал дистрибьюции?

Основной канал — это национальные сети электроники. Мы хотим сформировать имидж, что дроны — это потребительская электроника, доступная всем. За годы своей работы компания FlyTechnology как дистрибьютор вывела эту продукцию на полки практических всех национальных сетей, таких как Цитрус, Allo, Comfy, Moyo, Foxtrot, Eldorado и другие.

А если взять промышленные дроны? У вас есть отдельный департамент, который занимается их дистрибьюцией?

Да, конечно, есть отдельная команда, которая занимается промышленными коптерами, которые занимаются интеграцией решений в компаниях. Ну и у нас большая сеть дилеров, которые еще более профессионально занимаются конкретными сегментами. Например, компании, которые специализируются на агротехнике, активно популяризируют использование дронов аграриями для увеличения продуктивности их деятельности. Среди лидеров стоит отметить SmartFarming.ua, AgroDrone.com.ua, u-profit.com.ua, mapgeosystem.com, graintrade.com.ua И это не только облет квадрокоптера над полями, но и орошение полей с воздуха, съемка площади посева с помощью мультиспектральной камеры и пр.

Вообще появление дронов я сравниваю с тем, когда Жак-Ив Кусто изобрел акваланг и помог нам заглянуть под воду. Точно также дроны нам помогают заглянуть с неба на землю. И я думаю, что не за горами время, когда мы будем летать на них. В том же Дубае уже тестируется аэротакси.

О СЕРОМ ИМПОРТЕ

Многие производители и дистрибьюторы электроники в Украине жалуются на "серый" импорт, контрабанду. Какая ситуация на рынке дронов?

Мы тоже жалуемся.

Порядка 30-40% украинского рынка — как раз контрабанда.

Когда общаемся с нашими европейскими партнерами либо китайскими, нам требуется много времени, чтобы донести  до них, что такое контрабанда. Чисто номинально они понимают, что это такое, но спрашивают: "А как такое можно продать, если на это нет чека?". В Украине все можно продать без чека. На самом деле часть дронов завозится несколькими способами. Я сейчас говорю именно о партиях товаров, не про единичные.  Один из них — так называемые "пиджаки". Это выглядит так — на границе с Украиной партия товара разбивается на единичные грузы, по 5-10 штук, провозится под видом для собственного использования, и через 100 метров после прохождения таможенного контроля она объединяется в ту же партию, на нее оформляется tax free. И партия, которая до въезда в Украину стоила 1 тыс. евро, в Украине уже стоит 800 евро Это большая проблема. И происходит это практически при полном попустительстве всех наших служб, налоговой. И такие компании, как наша, которые принципиально работают "в белую", несут большие убытки. Мы платим пошлины, оформляем сертификацию на нашу продукцию, вносим в реестр. Это колоссальные затраты и денег, и времени, и ресурсов компании. Мы платим налоги и государство должно защищать наши права, но в конечном итоге мы получаемся менее конкурентными по сравнению с "серым" товаром.

Фото: Э. Солдатова

С точки зрения потребителей почему так важно покупать сертифицированный товар? Что это ему дает?

Важно покупать товар у проверенных продавцов, потому что официально ввезенный в Украину товар защищен хотя бы законом про права потребителей. В то же время нелегальный товар продается фактически без документов, и после покупки вам никто и ничего не должен, потому что продажа нигде не задокументирована.

А как потребителям не попасться на эту "серую" удочку?

Во-первых, это гарантийная поддержка. Есть рекомендованный производителем официальный сертифицированный сервисный центр, который оказывает гарантийные услуги и предоставляет гарантию именно в Украине. То есть человек, покупая товар, должен убедиться, что есть поддержка сертифицированного центра. Либо бывает ситуация, когда специалисты, которые ремонтировали раньше телефоны, берутся за ремонт дронов. И тут важно, чтобы сервисный центр и производитель несли какую-то ответственность и были компетентны. Тут есть своя специфика — дроны падают с неба. То есть если у него отказал двигатель во время полета — он упадет.

Кстати, как сейчас в Украине регламентируется рынок дронов?

На данный момент использование дронов, как и использование в принципе воздушного пространства Украины, регламентируется несколькими документами. В первую очередь это Воздушный кодекс. С 1 июня вступают определенные правила, которые разработала Госавиаслужба. Ну и уже года полтора длится работа по разработке каких-то правили именно в сфере дронов. Потому что сейчас четких, понятных и выполнимых правил нет. Те документы, что есть — очень размыто написаны. Есть несколько источников — непонятно, какой главнее. Поэтому Госавиаслужба собрала участников рынка и все вместе мы работаем над простыми понятными правилами, но в то же время нужно ввести ответственность в случае возникновения аварийной ситуации. Коптер летит в воздухе, может упасть на что-то или врезаться во что-то, или залететь куда-то, например, на секретный стратегический объект.

Фото: Э.Солдатова

К огда может быть принят этот документ ориентировочно?

Работа по разработке правил сейчас на финишной прямой. Госавиаслужба имеет хорошую конструктивную позицию, в отличие от многих госучреждений. Я думаю еще месяц-два, и мы придем к этому. Основа и понимание уже есть, осталось разработать дорожную карту.

КОММЕРЦИЯ И ДРОНЫ

Давайте поговорим немного о промышленных дронах. В каких отраслях они сейчас используются? Кто ваши основные клиенты? Когда такие компании как "Новая почта", которые анонсировали доставку дронами, смогут запустить это в коммерческую эксплуатацию?

Компания Amazon, которая на данный момент является самой богатой компанией в мире, пока не запустила доставку дронами в промышленном масштабе. Исключительно единичные, скорее маркетинговые случаи. Такая же ситуация и в Украине. Доходит до смешного. Иногда некоторые компании, занимающиеся доставкой, выкладывают в сеть фотографии с дронами, вообще не предназначенными для переноса грузов.

А в чем сложность? Почему это не запущено в коммерческую эксплуатацию?

Сложность заключается в том, что технологический процесс не дошел до такого уровня. Например, всем аккумуляторам нужно заряжаться. И есть определенная длительность полета, и она не такая большая для доставки дронами. Еще один момент — это использование воздушного пространства в городе. Как обезопасить дрон, когда он работает в автоматическом режиме, от столкновения с проводами, с птицами, объектами инфраструктуры, частной авиацией. Кроме того, нужно быть уверенным, что он ни на кого не упадет. Ну и еще один аспект — с посылкой покупатель может захотеть забрать себе и дрон. То есть тут определенный технологический процесс, который тяжело реализовать. Эволюция дронов не дошла до этого уровня пока. Но думаю, в ближайшие год-два это уже будет реализовано.

Основным же сегментом использования дронов на данный момент является видеосъемка с воздуха. Такая себе летающая камера. И это характерно как для частного применения, так и для промышленного.

А какие отрасли бизнеса больше всего используют дроны?

Мы четыре года работаем на рынке, но каждый день узнаем все новые и новые применения. Например, недавно мы делали показ коллекции сумочек на дронах для одного из глянцевых журналов. Пару месяцев назад я даже не мог представить, что мы будем это делать.

Но, конечно же, основным сегментом использования дронов являются видеооператоры. Их используют для съемки фильмов, блогов, любого видеоконтента. Раньше для того, чтобы снять такое видео, нужно было вызывать вертолет.

Еще одна отрасль, где применяются дроны — это агро. Например, один из наших партнеров владеет большим портфелем земельных участков в Украине, занимается их мониторингом. И как раз для этого они и используют дроны. Во-первых, наши фермеры не всегда точно знают как расположены их поля. До внедрения дронов в агросферу использовались спутниковые снимки, которые были не совсем точны. Сейчас дроны позволяют сделать подробную карту полей, чтобы знать, где и что находится. Чтобы понимать, какой рельеф на поле, где возвышенность и там все выгорает, где низина и собирается вода. И пролетев по заданной траектории, дрон может получить такую карту.

В чем отличие от спутниковой съемки?

В том, что вы до травинки сможете рассмотреть поле в высоком разрешении. Эта сфера у нас развивается в первую очередь из-за того, что Украина большая аграрная страна. Плюс у нас в этой сфере большие холдинги, у них есть финансирование.

Еще один толчок в использовании дронов дала, как это ни прискорбно, война.

Потому что в 2014 году Украина в плане аэроразведки не была технологически развита. В то же время со стороны России действовали целые системы дронов, они летали по несколько штук и помогали и в разведке, и в наведении огня для артиллерии. И это в современных боевых действиях дает большой перевес.

Сейчас ситуация в украинской армии изменилась в этом плане?

На данный момент ситуация в армии меняется, у нас и "Антонов", и ряд частных структур начали делать военные дроны. Но в 2014 году ввиду того, что ничего специализированного не было, очень много людей, которые занимались авиамоделированием, просто пошли на фронт, взяли с собой обычные квадрокоптеры и приспособили их для выполнения боевых задач. Примерно с 2015-16 года ситуация начала меняться, начали появляться специализированные дроны, и те люди вернулись в гражданскую жизнь. И часть из них, в поисках применения своих талантов, как раз и пришла в агросектор, где они смогли применить навыки и получать хорошую оплату. Это стало большим толчком в развитии агротехнологий. Сейчас Украина — один из лидеров в Европе по применению технологий в агросекторе.

Фото: Э. Солдатова

А какие еще отрасли применяют дроны?

Еще есть промышленные предприятия, они тоже используют дроны для своих производственных процессов. Помимо мониторинга, охранных функций, их еще можно использовать, например, для замеров доменных печей. Допустим, чтобы понять есть ли утечка газа. Раньше нужно было выслать группу скалолазов, оформить им разрешения, оснастить противогазами, кислородными баллонами. Сейчас на дрон вешается, грубо говоря, лакмусовая бумажка или сенсор, он взлетает туда: ему не нужно дышать чистым воздухом. Взлетел, прилетел, посмотрели по сенсорам как работает доменная печь.

У нас в Украине уже применяют это?

Да, например, на заводе "Криворожсталь" (АрселорМиттал Кривой Рог — ред.). Кроме того, дроны можно применить и для загрузки какого-то материала в печь. Оператор стоит внизу, запускает дрон, зависает над объектом и смотрит процесс загрузки. Кроме того, что это отслеживается в реальном времени, после этого еще и получают видео, на котором все инженеры могут посмотреть, как все происходит.

В других сферах пользуются, например, охранные предприятия. Некоторые виды дронов развивают скорость до 75 км/час, и в принципе убежать от них злоумышленнику довольно тяжело. Плюс на дроны ставятся тепловизоры, и точно также ночью дрон может увидеть, как происходит процесс охраны и обнаружить нарушителя. Пример из агросферы. Когда начинается сезон кукурузы, а ее почему-то чаще всего воруют, владельцы больших холдингов просто закидывают слух, что будет летать дрон и смотреть. Буквально хватает пары вылетов такого дрона, после этого воровство кукурузы прекращается. На многих сельских жителей, для которых это в новинку, дроны действуют впечатляюще. А агрокомпании еще могут нацепить на дрон фонари и когда летающая тарелка над тобой летает во время того, как ты воруешь кукурузу, то потом желание ее воровать отпадает у многих (смеется).

Фото: Э.Солдатова

Кроме того, есть строительные предприятия, которые используют дроны для закладки фундамента, например. Сейчас развитие получило промышленное применение дронов большого размера, больше 1 метра. Они используются для мониторинга вышек мобильной связи, газопроводов, нефтепроводов, для обеспечения общественной безопасности. Например, МЧС Украины использует дроны при тушении пожаров, при поиске пропавших людей, вплоть до того, что на отколовшуюся льдину передавали дроном веревку и таким образом людей спасали.

Еще был случай, когда на КПИ горел дом, а пожарные не знали с какой стороны подойти, потому что было большое задымление. Рядом были журналисты, они использовали дрон и показали, где тушить. Пожарные справились намного быстрее.

Еще один интересный пример — это полиция города Вишневого (Киевская область — ред.). Когда происходит какое-то ДТП, они используют дроны для фотографирования сверху и на своем сайте выкладывают информацию, где авария и по каким дорогам объезжать.

Еще одна сфера применения — это исследования инфраструктуры — трасс, мостов. Раньше, чтобы посмотреть опоры аварийного моста нужно было подвергать человеческие жизни определенной опасности и это тяжело было сделать. Сейчас же есть камеры, которые могут с удаления 100 метров снять кадры с большим увеличением, на которых будет видно трещины и другие нехорошие процессы.