НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Украинский рынок металлопроката в точке разворота — гендиректор УГМК Валентин Собчук

В 2017 году на украинском рынке металлопроката доминируют два производителя, что отражается на работе трейдеров и потребителей. О причинах возникновения и последствиях такой ситуации Delo.UA рассказал Валентин Собчук, генеральный директор АО "Украинская горно-металлургическая компания"

В конце 2016 года началась транспортная блокада неконтролируемых частей Донецкой и Луганской областей. В результате были остановлены ряд крупных металлургических предприятий, производивших готовый металлопрокат: Алчевский МК, Енакиевский МЗ (с филиалом в Макеевке), Донецкий МПЗ (все — на неконтролируемой территории Донбасса) и Днепровский МК (Днепропетровская область). Их продукция поставлялась как на экспорт, так и на внутренний рынок. Поэтому остановку производителей ощутили все потребители страны.

Речь не только о сужении сортамента, но и об уменьшении конкурентных предложений поставщиков. Фактически оставшиеся производители усилили давление на рынок. Ведь Алчевский и Днепровский меткомбинаты входят в состав корпорации ИСД, которая конкурировала с холдингом "Метинвест" по плоскому прокату. А доступность продукции, произведенной в Енакиево, Макеевке и Донецке, не давала расслабиться крупнейшему в Украине производителю длинномерного проката — "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР).

О том, как изменился внутренний металлорынок за последние 1,5 года и какие перспективы его развития Delo.UA рассказал руководитель ЧАО "Украинская горно-металлургическая компания" (УГМК) Валентин Собчук.

Как вы оцениваете итоги первого полугодия 2017 года?

Емкость рынка в текущем года немного превышает показатели-2016. Но темп роста объемов продаж в 2017 году несколько ниже прошлогоднего. Ведь тогда прирост более чем в 20% был обусловлен комфортным статистическим базисом сравнения. Напомню, что 2015 год стал периодом исторического минимума потребления металлопроката в Украине.

Какой ваш прогноз на текущий год по емкости металлорынка?

Мы видим увеличение объемов потребления на уровне 5–7% относительно прошлого года. На емкость рынка влияет ряд негативных явлений, в том числе остановка предприятий на востоке страны, низкая покупательная способность участников рынка, недавняя кибератака. Что касается последствий кибератаки, то многие предприятия до сих пор не могут восстановить нормальную работу. У них уничтожены, как базы данных, так и программное обеспечение на технологических производственных линиях.

Одновременно идет активная трансформация рынка в условиях моментально ускорившейся концентрации.

Что вы имеете ввиду?

Ситуация на востоке привела к тому, что один из крупных металлургических игроков — Корпорация "ИСД" — фактически ушел с рынка, как производитель.

Поэтому сейчас предложение плоского проката отечественного производства сконцентрировано у одного металлургического холдинга, сортового проката — у другого. Незначительные объемы фасонного проката закрываются предложением третьей ФПГ. Остальные производители не оказывают существенного влияния на внутренний рынок. И производителям, и каналам дистрибуции (трейдерам — Delo.UA), чтобы быть успешными, крайне важна устойчивая уверенность потребителя в поставщике, цене и качестве продукции.

Наметившиеся тенденции концентрации снижают уровень реальной эффективной конкуренции на рынке металлопроката. В итоге это отразится и на конкурентности потребляющих отраслей.

Уже появились признаки недобросовестного поведения?

Они непременно появятся.

Но ведь есть альтернатива в виде импорта?

Такая альтернатива была, есть и, неизбежно, будет. Хотя отечественным производителям кажется, что можно создать искусственные барьеры.

Но готов ли потребитель безальтернативно положиться на одного поставщика, фактически поставив в прямую зависимость свою конкурентоспособность от эффективности работы сторонней компании? Безусловно, нет. Грамотный потребитель всегда будет искать альтернативы.

В общей структуре потребления доля импортного металлопроката пока находится на уровне 2016 года. Но есть продукты, которые поступают в Украину исключительно по импорту. В частности, спектр сортамента плоского проката с покрытием, сортового проката из обычных и легированных марок стали, фасонного проката. Львиную долю сортамента из коррозиестойких марок стали никто из украинских производителей не в состоянии произвести.

Вскоре возобновит работу Днепровский меткомбинат. Как это повлияет на рынок длинномерного проката?

Для метизников вернется альтернативный поставщик катанки с продуктом отменного качества.

ДМК быстро займет свою нишу в Украине, а оставшиеся объемы вероятно разметит на экспортных рынках.

Рынок Украины ждет предложения фасонного проката из Каменского. По перспективам в сегменте арматурного проката будут сложности и с монтажными партиями, и с потребительскими свойствами. У арматуры ДМК есть ряд недостатков, например, плюсовой толеранс проката. Компенсировать объемы, которые производила Макеевка (филиал Енакиевского МЗ — Delo.UA), получится не быстро.

ФОТО: Днепровский МК корпорации ИСД в Каменском

УГМК долгое время была дистрибьютором предприятий корпорации ИСД…

Компанию этого статуса никто не лишал. Один комбинат стоит, второй — находится в собственности корпорации, и начинает работать. УГМК будет прилагать все усилия для продвижения продукции комбинатов для потребителей во всех регионах.

Возможно новое руководство ДМК уже проявило инициативу по изменению каналов продаж?

Процесс трансформации идет. У нас хорошая история взаимоотношений с комбинатом, мы хорошо знаем их продукты и нацелены на построение взаимовыгодных партнерских отношений.

Благодаря партнерскому статусу, продукция алчевского и днепровского комбинатов занимала существенную долю в продажах УГМК. Как после их остановки пришлось переформатировать работу компании?

Мы давно работали над диверсификацией каналов поставки. Закупаем те продукты, которые позволяют нам получать прибыль и которые интересны нашим клиентам. Товарный портфель компании отражает потребность рынка и нацелен на достижение устойчивых позиций у ключевых покупателей.

У вас есть сейчас доминирующий поставщик?

У нас есть несколько поставщиков. Портфель заявок мы формируем таким образом, чтобы доля ни одного из них не превышала 30%.

Этому правилу будем следовать и в будущем.

Даже "Метинвест"?

(задумался — Delo.UA) Даже "Метинвест".

А какая доля импорта?

От месяца к месяцу разная. 20 — 30%.

В основном СНГ?

Да.

ФОТО: Сервисный металлоцентр УГМК в Киеве

По арматуре есть импортная альтернатива "АрселорМиттал Кривой Рог"?

АМКР достаточно сильный игрок, чтобы кто-то попробовал составить ему ощутимую конкуренцию. По моему мнению, он в любом случае защитит рынок настолько, насколько посчитает нужным.

То есть Белорусский и Молдавский метзаводы ничего сюда не везут?

Есть несистемные попытки. Но на структуре рынка это не отразится. Да и качество продуктов этих поставщиков не идет в сравнение с продукцией АМКР.

То есть с уходом с рынка Енакиевского МЗ с его филиалом в Макеевке просто увеличилась доля АМКР, который пожертвовал экспортом в пользу внутреннего рынка?

Сейчас по всему миру идет волна протекционизма. В интересах местных производителей многие рынки закрываются не только от украинских, но и любых иностранных поставщиков. Поэтому усиление позиций АМКР на внутреннем рынке я бы не характеризовал словом "пожертвовали" — они закрепились на домашнем рынке и вряд ли без борьбы сдадут хоть малейшую его долю.

Как монополия производителя арматуры влияет на его дистрибуторов?

Руководитель одной из крупных отечественных компаний на бизнес–встрече сказал: "… я присутствую на собрании самоубийц, которые за собственные деньги финансируют собственную гибель…". Эти слова наиболее ярко характеризуют нынешний рынок арматуры.

Фактически трейдеры финансируют производственные программы металлургов.

Они не зарабатывывают при этом маржи, не оставляя себе же шанса вкладывать в развитие собственного бизнеса.

В ноль работают?

В минус на арматуре!

А вы?

Мы ограничились. Мы продаем арматуры столько, сколько требует структура рынка наших покупателей. Работа с арматурным прокатом на грани рентабельности, поэтому мы концентрируемся на инвестициях в продукты, которые более эффективны.

Какие?

Плоский, сортовой, фасонный прокат, трубы и круги.

Это в том числе импорт?

Да. Мы не будем финансировать приносящие нам убытки производственные программы производителей. А им нужно осознать, что дистрибуторы, которые покупают и продвигают их продукцию — финансируют их производственные программы.

Сейчас цены на внутреннем рынке выше экспортных?

Да. На ряде продуктов значительно выше. На сегодня, наверняка, нет ни одного продукта, где внутренние цены в отрицательном паритете.

Это тоже следствие монополизма?

Конечно.

Какие в Украине основные перспективные отрасли потребления?

В первую очередь, сельхозмашиностроение является драйвером металлопереработки. Отрасль развивается динамично. И будет развиваться, потому, что в этом сегменте много игроков, и формируется интересный рынок. Нет монополизма, есть креатив. Каждый находит свою нишу. Все друг с другом конкурируют.

Оптимистичные темпы роста демонстрирует судостроение.

Производство металлоконструкций достаточно стабильно. Но нельзя сказать, что оно набрало ожидаемую динамику роста, потенциал в этом сегменте весьма значительный.

Строительство еще не ослабело?

Пока еще нет. Но оно находится на грани большого разворота. Это видно, не по количеству строек или сданых домов, а по количеству светящихся окошек в вечерних городах.

Киев достаточно "темный" город. Домов новых много, а в них никто не живет.

Пока не работает экономика и низкая покупательная способность у населения, оно не в состоянии финансировать обновление жилого фонда, несмотря на колоссальную потребность.

Какие регионы кроме Киева активно потребляют строительный ассортимент металлопроката?

Активно строится Днепр, Одесса, Харьков, Львов, Ровно и Луцк. Половина всего потребления — это Киев. Вторая половина — суммарно остальная Украина.

В прошлом году вы открыли несколько новых площадок. Как оцениваете результаты их работы?

Торговые площадки мы открывали для клиентов. Например, в Броварах. До этого, в столице наши супермаркеты металла были преимущественно на правом берегу. А ездить через мосты не всегда удобно. Аналогично в Днепре. В этом году один из центральных мостов города закрыли на длительную реконструкцию. Поэтому у площадки есть все перспективы успешно работать в ближайшие годы.

Какие есть планы по изменению филиальной сети?

Мы изучаем несколько вариантов по открытию новых супермаркетов металла. Но пока в ожидании.

А оптимизировать сеть нет потребности?

Ежемесячно анализируем результаты работы каждой торговой площадки. Если определенный период времени площадка не приносит ожидаемых результатов, значит она прекращает существование. Например, в нынешнем году закрыли небольшую площадку в Киеве.

В последнее время трейдеры экспериментируют. Например, что ряд крупных компаний чуть ли не по давальческим схемам работают с маленькими трейдерами. Как вы можете оценить эффективность такого развития?

Наверняка менеджмент этих компаний просчитал эффективность такого проекта. Но считаю, что нужно заниматься дистрибуцией металлопроката, а не финансированием чужого мелкого бизнеса. Есть достаточное количество небольших трейдеров, которые в состоянии самостоятельно реализовывать продукцию. Это устоявшиеся, стабильно работающие компании, у которых есть капитал и понимание того, что делать.

В противовес им искусственно создается пул мелких игроков, который вряд ли дает какое-то преимущество.

Очевидно, что для рынка это не является прогрессом. Мы твердо уверены, что будущее рынка металлоторговли — это концепция супермаркетов металла или сервисных металлоцентров, обеспечивающих широкий сортамент проката с высоким уровнем предпродажного сервиса.

Я обратил внимание, что металлотрейдеры начали расширять ассортимент предлагаемой продукции в сторону стройматериалов. Действительно ли такая тенденция есть и насколько она перспективна?

Мы считаем, что торговля строительными материалами — это отдельное направление, которое требует решения других задач, подготовки персонала, отдельной производственной базы. Однако есть сопутствующие товары, которые успешно реализуются вместе с металлопрокатом, например, проволоки, сетки, электроды, отрезные круги, абразивные материалы и т.д. Развитием этого направления мы активно занимаемся в наших супермаркетах.

Есть ли смысл сетевому трейдеру идти в нишу обработки или переработки металлопроката, создавать сервисные металлоцентры (СМЦ)?

По моему мнению украинский рынок металлопроката находится в точке разворота. В Украине есть множество успешных примеров, когда компании из трейдеров трансформировались в компании, которые специализируются на переработке металлопроката, производстве металлоконструкций, профилей высокоточного и калиброванного проката.

Сетевикам тоже есть смысл идти в нишу сервисных металлоцентров. Активность этого процесса напрямую зависит от того — есть ли такой рынок? Сформирован ли он? К сожалению, в Украине его нет, а в Европе на производственных предприятиях практически нет складов сырья. Отсутствуют избыточные затраты на содержание складских помещений, на персонал складов, на их охрану, на оборудование станков для подготовки материалов к производству. Все процессы заготовительного производства отданы в outsourcing дистрибуторам стали и проката.

В Украине, к сожалению, сейчас доминирующим конкурентным преимуществом, является цена на металлопрокат.

Не на услугу предпродажного сервиса, а на прокат. Сама философия рынка пока не воспринимает формирование СМЦ. Уверен, что это кратковременная тенденция, которая уже в ближайшие 3–5 лет изменится на классическую модель дистрибуции металлопроката европейского формата.