"Утилизационные войны": Итоги года на авторынке Украины

Чем отличился в 2012 году автомобильный рынок Украины, как повлиял на него утилизационный сбор и итоги продаж за прошедший год

Минувший год вновь стал годом противостояния украинских автопроизводителей и автоимпортеров. Такое противостояние произошло после шаткого перемирия 2010-2011 годов, когда удавалось достичь некоего баланса интересов на фоне вяло оживающего рынка после резкого сокращения продаж в кризисном 2009 году,"урезавшего" украинский авторынок в четыре раза и отбросившего его с седьмого на 14-е место в Европе.

На сей раз основным "раздражителем" стал утилизационный сбор, изначально введенный в России и ставший, с одной стороны, причиной ряда фактически ответных украинских законодательных актов и безуспешных попыток на высшем уровне достичь компромисса в вопросе взаимного неприменения этого сбора, а с другой — "искрой", из которой возгорелось пламя "гражданской" автомобильной войны, поясняет ситуацию агентство.

Напомним, что еще весной 2012 года появились сообщения о намерении России ввести так называемый "утилизационный сбор" на автомобили и автобусы с целью обеспечения экологической безопасности, в первую очередь защиты от ввозимого "автохлама".

Украинские операторы рынка в то время в большей степени были заинтригованы возбужденным еще в июне 2011 года по инициативе ассоциации автопроизводителей Укравтопром спецрасследованием в отношении импорта легковых автомобилей с объемом двигателя более 1 л и до 2,2 л, которое в марте 2012 года было продлено еще на два месяца.

Отвечая на вопросы журналистов, которых уже интересовали последствия решения о введении утилизационного сбора страной, которая является основным экспортным рынком для наших автомобилестроителей, операторы были еще расслаблены и довольно сдержанны в комментариях.

"Вот Россия хочет ввести утилизационный сбор, который будут уплачивать производители (а это закладывается в стоимость автомобиля), и это значит, что цена наших автомобилей на этом рынке вырастет. Но в данном случае, чтобы весь хлам не везли к нам, надо тоже вводить такой налог, и тогда на нашем рынке ВАЗы тоже подорожают, и в целом будет баланс", — говорил в мае 2012 года Тариэл Васадзе, народный депутат, почетный президент крупнейшей автокорпорации УкрАВТО, поставляющей в Россию экспортный вариант Lanos (Chance).

В июне на сайте Министерства экологии и природных ресурсов даже появился проект постановления правительства, согласно которому производители и импортеры автомобилей обязаны самостоятельно обеспечить заготовку и утилизацию непригодных для использования транспортных средств.

Или заключить договоры по их утилизации с уполномоченным предприятием, подчиненным Кабинету министров, либо с другой компанией, имеющей соответствующие мощности по заготовке и утилизации авто. Однако ставки сбора приведены не были.

Этот проект немедленно подвергла критике Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров (ВААИД), назвав предлагаемый сбор не более чем попыткой ввести еще один налог на владельцев автомобилей, поскольку в конечном итоге он будет заложен в стоимость авто.

Тем временем в РФ закон об утилизационном сборе с 1 сентября вступил в силу (ставки сбора составили приблизительно до 30% стоимости автомобиля). В соответствии с ним, на каждый автомобиль, ввозимый в Россию или произведенный на ее территории, должен уплачиваться утилизационный сбор. В то же время для производителей авто на территории России сделали исключение — они могут ограничиться гарантиями утилизации выпущенных авто в будущем.

Эксперты транспортной отрасли Украины отмечали, что решение РФ о введении утилизационного сбора значительно ужесточает конкуренцию для поставляемых на российский рынок украинских легковых автомобилей, для автобусов — создает угрожающую ситуацию, тогда как для большегрузных автомобилей (КрАЗ) практически закрывает российский рынок.

"Зеркальные меры"

Как сообщает Интерфакс-Украина, страна резко активизировала "утилизационную" тематику и решила ввести "зеркальные" меры в отношении российских автомобилей, хотя эти намерения изначально вызывали критику, в частности юристов.

"Ответные (или "зеркальные") меры часто используются странами в качестве рычага политического давления, однако зачастую они противоречат обязательствам страны, которая их применяет. Таким образом, введение аналогичных мер в ответ на действия России может привести к нарушению международных обязательств Украины", — отмечал глава департамента международной торговли адвокатского объединения Волков и Партнеры Андрей Заблоцкий.

Однако уже на заседании правительства 5 сентября был рассмотрен проект постановления о введении практически симметричного утилизационного сбора на автомобили и автобусы, поставляемые из РФ, но обнародовано оно было только 12 сентября.

Тем временем автоимпортеры поддержали это решение правительства, тогда как автопроизводители сочли его поспешным и непродуманным и настаивали на том, что Украине необходим аналогичный российскому закон, который будет регламентировать взимание утилизационного налога, с соответствующим внесением изменений в Налоговый кодекс.

Украина проиграла

Дальнейшие события показали, что это правительственное постановление в Украине так и не заработало, тогда как украинские производители стали нести реальные потери на российском рынке.

Гендиректор ВААИД Олег Назаренко считает, что после введения обеими странами утилизационного сбора российские покупатели украинских автомобилей, учитывая их подорожание, скорее всего, сделают выбор в пользу недорогих иномарок.

В то же время украинский покупатель ВАЗов (преимущественно сельские жители) все равно будет стремиться покупать даже подорожавшие авто этой марки, так как они подходят для украинских дорог и их можно ремонтировать своими силами вследствие доступности запчастей.

По его мнению, для России возможное сокращение продаж на украинском рынке сбора станет "комариным укусом" с учетом небольших объемов экспорта (1,5%), тогда как 95% украинского автоэкспорта приходится на РФ.

Пока украинские власти вновь и вновь предпринимали попытки найти с РФ взаимопонимание в вопросе неприменения утилизационного сбора и делали заявления о том, что такое решение будет "вот-вот принято", в Верховной Раде были зарегистрированы законопроекты о введении утилизационного сбора на импортируемые из всех стран и производимые авто и внесении необходимых изменений в Налоговый кодекс.

Законопроектами, по аналогии с российским законом, автопроизводителям (но только производящими автомобили по циклу сварка-окраска сборка) было разрешено ограничиться гарантиями утилизации автомобилей.

Ставки предлагаемых налогов практически соответствовали предложенным правительством в сентябрьском постановлении, однако не конкретизировалось понятие "бывшие в употреблении автомобили" в зависимости от возраста авто.

"Принятие закона об утилизационном сборе не решит вопрос утилизации автомобилей в Украине и приведет к очередной волне кризиса на автомобильном рынке с последующими сокращениями персонала (около сотни тысяч рабочих мест) и закрытием десятка тысяч автомобильных и сервисных предприятий", — говорили автоимпортеры.

При этом они отмечали, что это также создаст неконкурентные условия для участников рынка, негативно скажется на общем состоянии отрасли Украины в целом и "создаст монопольное положение единственному украинскому заводу — ЗАЗ, который сегодня выпускает легковые автомобили в полном цикле и будет освобожден от уплаты утилизационного сбора".

"Автомобильный рынок Украины, объем которого в текущем году ожидается на уровне прошлого года (220,6 тыс. ед.), после введения утилизационного сбора может сократиться не менее чем на 30% и составит 150-160 тыс. автомобилей, что соответствует объемам 2009 года", — подсчитали в Группе компаний АИС, в которую входит Кременчугский автозавод, собирающий автомобили методом крупноузловой сборки.

При этом, по их оценке, средняя стоимость наиболее популярных автомобилей основных производителей вырастет минимум на 15-25%.

В то же время автопроизводители возмущенно отметили, что по полному циклу легковые автомобили и автобусы выпускает также корпорация "Богдан", грузовые автомобили — "АвтоКрАЗ" (который уже заявил о фактическом прекращении поставок в Россию), автобусы — Львовский автобусный завод.

Противостояние усилилось

20 ноября текущего года Верховная Рада не без проблем приняла за основу депутатские законопроекты (Кабмин буквально за день внес в ВР собственные законопроекты, однако депутаты не стали их рассматривать, сочтя, что они фактически дублируют депутатские), и даже запланировала принять его в целом по ускоренной процедуре — 4 декабря.

Такое решение еще больше обострило противостояние автопроизводителей и импортеров, тем более что импортеры небезосновательно предположили, что от уплаты сбора лобби попытаются освободить и предприятия, собирающие авто крупноузловым методом (соответствующую поправку действительно подготовил ко второму чтению народный депутат Дмитрий Святаш, почетный президент АИС).

Между тем украинские автозаводы (ЗАЗ и Богдан) заявили о том, что прекращают производство в декабре, а последний сообщил, что в условиях отсутствия господдержки и внятной политики стимулирования рынка не может даже сформировать производственный план на первый квартал 2013 год.

Верховная Рада шестого созыва так и не приняла в целом закон об утилизационном сборе, и сама канула в лету — 28 октября в Украине прошли парламентские выборы. "Законопроект об утилизационном сборе на автомобили, прошедший первое чтение в Верховной Раде нынешнего созыва, далее будет рассматривать уже парламент нового созыва", — сообщал 5 декабря лидер самой крупной фракции Партии регионов Александр Ефремов.

Однако до Нового года судьба нового закона так и осталась нерешенной, а противоборствующие стороны замерли в ожидании.

Справедливости ради надо отметить, что авторынок Украины в 2012 году будоражили не только утилизационный сбор, но и так и не обнародованное решение по результатам спецрасследования на импорт легковушек, и инициативы автопрома о повышении ввозных пошлин, и уведомление Украины о пересмотре своих обязательств в ВТО.

Итоги

Сам авторынок, в отличие от прошлых лет, продемонстрировал фактическое равнодушие к "страшилкам", не отреагировав "всплесками" продаж. По итогам года он даже не достиг прошлогоднего показателя 220,6 тыс. легковых авто, а ведь в начале года эксперты были уверены в росте хотя бы на 10-15%.