- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
В 2018 году будет продано свыше 5,5 млн смартфонов — глава Huawei Consumer BG в Украине
Какие особенности украинского рынка смартфонов. Кто главные игроки? Произошли ли какие-то изменения за год?
По нашим наблюдениям, на украинском рынке очень высокая конкуренция. В премиальном сегменте, точно также, как и на глобальном рынке, Samsung и Apple в Украине занимают большую долю. К сожалению, не могу комментировать насчет распределения долей, но могу сказать, что в премиум-сегменте, который стартует от 15 тыс. грн, Samsung и Apple занимают 90% рынка.
Вместе с тем мы наблюдаем, что и другие бренды сейчас ищут возможности,чтобы откусить кусок от этого "пирога". И мы не исключение.
И как, удалось в 2017 году какой-то кусок откусить? Или это только планы на текущий год?
Да, конечно удалось. Мы в принципе играем в разных ценовых сегментах. Успеха удалось добиться как в высоком ценовом сегменте, так в целом по рынку. Наш оборот вырос на 160% по сравнению с 2016 годом. К концу декабря наша доля в целом по рынку достигала 15%.
Я правильно понимаю, что вы сейчас занимаете третью строчку среди крупнейших поставщиков смартфонов в Украине?
Да, у нас третье место по Украине. Как и в целом по миру.
А за счет чего это достигается? Особенно если говорить о сегменте смартфонов от 15 тыс. грн и выше.
Мы следуем глобальной стратегии развития продукта в целом. В 2016 году, например, в высоком ценовом сегменте мы делали ставку на камеры. Как раз в это время мы начали сотрудничество с брендом Leica, который является уважаемым брендом на рынке линз, оптики. Мы выпустили совместный продукт, смартфон Huawei P9, в котором была двойная камера Leica. Во всем мире было продано 12 млн штук.
Продажи еще одного флагмана Huawei P10, который был представлен на выставке MWC в Барселоне в феврале 2017 года, тоже были удачными, до конца года было отгружено 10 млн смартфонов этой серии.
Чувствуете ли вы дыхание в спину других китайских брендов, которые начали очень активно заходить на украинский рынок? Как планируете конкурировать?
Конкуренция — это всегда хорошо, мы всегда воодушевляемся этим. Наша основная цель и наша стратегия — это конкурировать с самими собой, улучшать качество.
А как быть, например, с тем фактом, что в Украине пользователи в основном ищут и покупают смартфоны в более низком сегменте. Соответственно они будут просто переключаться на другие бренды, в том числе, китайские. То есть, понятно как вы будете конкурировать в высоком ценовом сегменте, а вот если взять масс-маркет…
Что касается масс-маркета. Мы изучаем потребности потребителей, следим за рыночными трендами. В 2017 году, например, трендом стал Full view-экран, соотношение сторон которого составляет 18:9. Что дает такой экран? При таком же, как и раньше, размере телефона экран занимает большую площадь. Поэтому телефон с бОльшим экраном становится компактнее, его удобно держать в руке.
Мы были не первыми, кто внедрил такой экран в свои продукты, но мы стали первыми, кто вводит его в масс-маркет. Такие экраны у нас будут и в устройствах средней ценовой категории, и в бюджетных смартфонах.
Кроме того, в среднем ценовом сегменте мы представили смартфоны с четырьмя камерами — две фронтальные и две основные. С помощью такого смартфона можно делать снимки с размытым фоном — что, по сути, делает зеркальная камера. А мы это делаем на аппаратном уровне — одна камера фотографирует передний план, другая — задний.
Если вернуться к рынку смартфонов в целом, можете ли оценить его общий объем? Есть ли уже показатели по продажам за 2017 год?
А в денежном эквиваленте?
У меня нет точных цифр, поэтому я не готов комментировать в целом по рынку. Но что могу сказать — за прошедший год мы заметили, что пользователи уже готовы тратить немного больше. Пользовательские настроения улучшились, и увеличился сегмент премиум-смартфонов.
Например, продажи нашего Mate 10 Pro, которые стартовали только в декабре, превысили наши ожидания — за первую неделю раскупили всю партию продукта. И это при том, что смартфон стоит порядка 25 тыс. грн.
А если взять глобальный рынок смартфонов. Какие его основные тенденции? Какие новинки можно ожидать от производителей на Всемирном мобильном конгрессе?
Рынок смартфонов демонстрирует снижение темпов роста по всему миру. В этом году, например, рост составил менее 3%. На некоторых рынках даже наблюдается падение, например, в Китае.
Что касается трендов на 2018 год. Одним из ключевых станет full view-экран. В 2017 году это просто взорвало рынок, именно этот тренд пошел в высокий сегмент и сегмент премиум. В 2018 году такой экран будет устанавливаться и в среднем сегменте, и, наверное, даже в самых бюджетных телефонах.
Второй тренд — активное внедрение искусственного интеллекта. Смартфоны уже не просто умные машины. С 2018 года искусственный интеллект будет использоваться у смартфонов повсеместно.
А что он дает? В чем отличие телефона с таким процессором от обычного?
Первое — это то, что работает он намного быстрее, потому что отдельный выделенный нейронный процессор позволяет проводить параллельно вычисления в то время, когда работает еще и графический процессор. Это позволяет ускорить работу самого смартфона.
Второе преимущество — это работа камеры. Например, искусственный интеллект Huawei Mate 10 Pro распознает 13 сценариев и объектов. То есть, когда наводишь камеру, например, на котика, она его сразу автоматически очень быстро распознает, и моментально понимает, какие наилучшие настройки использовать для того, чтобы фото получилось качественным. В новом флагманском смартфоне у нас будет уже больше 30 сценариев распознавания камерой.
Третий тренд — это портретная съемка, смартфоны все лучше и лучше начинают делать фотографии. Мы, например, в 2014 году мы были первыми, кто выпустил двойную камеру, тогда это еще не было трендом. И сейчас практически в каждом флагмане каждый бренд пытается ввести эти две камеры, чтобы режим портретов улучшать и дальше.
В чем отличие украинского рынка смартфонов от общемировых тенденций?
Основное отличие в том, что в Украине рынок смартфонов продолжает расти очень быстро, намного быстрее, чем на глобальном рынке. За 2017 год рынок вырос на 20%.
То есть украинский рынок очень перспективный, мы его внутри компании называем "5 золотых лет", так как это золотые годы для развития рынка смартфонов.
Отличие же украинского пользователя мы заметили в том, что он очень скрупулезно относится к выбору смартфона. Как к товарищу и компаньону по жизни. И еще очень много внимания уделяется здесь, в Украине, дизайну.
Кроме того, украинский потребитель отличается от других тем, что для него большое значение имеет емкость батареи. Я работал около шести лет в Латинской Америке, в Китае, и там не относятся так скрупулезно к этому. Здесь же людям очень нравится, когда батарея емкая, позволяет им дольше проводить время со смартфонами.
Еще одна особенность украинского рынка — популярность кредита при покупке смартфонов. По нашим данным, 60% смартфонов в сегменте дороже 10 тыс. грн, покупаются в кредит.
Вы упомянули 4G. Раньше и регулятор, и операторы говорили о том, что на рынке не так много пользовательского оборудования, которое поддерживает 4G. Меняется ли сейчас ситуация?
До появления 3G многие тоже не задумывались о необходимости использования этой услуги. Но потом все больше и больше людей начали переходить на нее, начали браузить в интернете с помощью смартфона, а не ноутбука и поняли, что это удобней.
Точно также и с 4G. Когда запустится услуга, появятся новые приложения, для которых важна будет большая скорость — вна смартфоны с поддержкой 4G будет спрос. Поэтому наша стратегия на этот год — завозить в Украину те продукты,, которые будут поддерживать 4G, причем в разных ценовых сегментах.
Кстати, а большинство смартфонов в Украине продается в каком ценовом сегменте?
От $150 до $300. И что интересно — эти ценовые сегменты не являются устойчивыми, они постоянно изменяются. Например, раньше высокий сегмент был лимитирован 30 тыс. грн, но после выхода на рынок iPhone X намного вырос. У нас тоже раньше самый дорогой продукт был 20 тыс. грн, сейчас — 25 тыс. грн. Это говорит о том, что если продукт действительно хороший — за него люди будут готовы платить.
Сделайте прогноз по рынку смартфонов в Украине на 2018 год. Как изменится рынок в целом и какова будет стратегия Huawei на нем?
Украинский рынок смартфонов является сейчас очень быстро развивающимся, как я уже упоминал.
Что касается нашей стратегии, то мы планируем продолжать делать упор на full-view-экраны, на искусственный интеллект и на профессиональные снимки.
Во-вторых, мы планируем улучшить узнаваемость нашего бренда в Украине именно среди пользователей смартфонов. Мы на рынке достаточно давно, но активные продажи смартфонов начались с 2015 года. Мы заметили, что не так уж много людей нас рассматривают при покупке. Поэтому мы стремимся к более активному маркетингу, у нас будет, в хорошем смысле, агрессивная маркетинговая политика. На 2018 год у нас планируются крупномасштабные проекты, спонсорские, маркетинговые, о которых мы скоро сможем уже объявить.
И последний вопрос-бонус, о будущем смартфонов. 10 лет назад они фактически появились на рынке в том виде, в котором мы их знаем сейчас. Что будет через 10 лет со смартфонами, будут ли они вообще существовать на рынке?
Бесспорно, смартфон будет основной гранью между физическим и виртуальным миром. Будут ли какие-то другие устройства? Возможно. Но смартфон по-прежнему останется одним из главных устройств.
Что ждет смартфоны в будущем? Будет активно развиваться искусственный интеллект, который сейчас только зарождается в смартфонах. То есть, смартфон сможет изучать поведение своего пользователя очень точно, обучать его, распознавать интересные темы для пользователя, предугадывать действия и обрабатывать это уже моментально. Только захочешь что-то в своем телефоне посмотреть, а он уже тебе предлагает то, что может быть самым востребованным для тебя в данный момент.
Еще одним трендом, который будет и дальше развиваться, станет дополненная реальность. Дополненная реальность становится более популярной, чем виртуальная. То есть, виртуальная — это ты наблюдаешь за чем-то, а дополненная позволяет тебе совмещать два мира: виртуальный и реальный. Но сейчас основная проблема состоит в том, что технологии камер не позволяют развивать дальше дополненную реальность, нужно несколько сенсоров, через которые смартфон сможет дополнять эту реальность. Например, чтобы было реализовано все на высоком уровне, нужно, допустим, около 10 сенсоров камеры, но это будет некрасиво и неудобно. И сейчас Huawei тоже работает над тем, чтобы решить эту проблему.
Что нас ждет в трех-пятилетней перспективе? Это смартфоны со сгибаемыми экранами. Это уже реализуемо, но пока не решена проблема с батареей. Это намного сложнее, разработать батарею, которая бы тоже могла гнуться. Эта проблема, скорее всего, будет решена и сгибаемые смартфоны выйдут на рынок. Возможно, даже появиться возможность сгибать смартфоны в какое-то другое устройство, например, в часы.
Еще одна тенденция — это виртуальная реальность, которая будет все больше и больше развиваться. Сейчас пока рано говорить об успешных разработках. Например, у Google есть очки виртуальной реальности, но пока вторую версию они не спешат выпускать. Не настолько, наверно, это был успешный продукт, его еще надо развивать, и также недостаточно контента сейчас для потребления, плюс недостаточная скорость интернета. Для виртуальной реальности нужны скорости от 5G и выше.