Украине необходимы опытные специалисты по международной торговле — топ-менеджер "АрселорМиттал Кривой Рог"

Заместитель генерального директора по маркетингу и сбыту ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог" Вириндер Бахадур Гарг рассказал Delo.UA о том, как кадровые изменения в правительстве помогают отечественным производителям отстаивать интересы в других странах и о путях увеличения экспорта при грамотном взаимодействии с министерствами других стран

В августе делегация Министерства экономического развития и торговли Украины посетила Египет. Среди прочего во время межправительственных встреч обсуждалось возможное введение дополнительных импортных пошлин на украинскую арматуру.

О том, как завершились переговоры, Delo.UA поинтересовалось у Вириндера Бахадура Гарга, заместителя генерального директора по маркетингу и сбыту ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог". Топ-менеджер также рассказал об изменении структуры сбыта компании и возможностях, которые есть у украинских производителей металлопроката в случае отмены ограничений в США, Алжире и других странах.

Какие изменяется сбыт металлопродукции АМКР в последнее время?

Для нас очень важны поставки на внутренний рынок. Однако сегодня потребление в Украине существенно сократилось.

Во-первых, уменьшились продажи на Донбассе. Ранее этот регион занимал около 8% в структуре сбыта. Во-вторых, Крым, куда поставлялось около 10% от общих продаж в Украине, тоже вышел из игры. В-третьих, общее потребление длинномерного металлопроката в Украине снизилось на 30%. Это повлияло на всех игроков.

Несмотря на все эти трудности, мы стараемся сохранить рыночную долю на уровне 2014 года. Однако цены и объемы сократились.

Почему происходит снижение цен?

Цены уменьшились по двум основным причинам. Резкое удешевление продукции китайских производителей, а также 100%-ная девальвация курса рубля с декабря по сегодняшний день с 32 до 68 рублей за $1. Поэтому российские предприятия предлагают прокат по более низким ценам.

В дополнение ко всем этим трудностям Украина в конце текущего года уберет дополнительные пошлины на импорт. После этого импортная продукция станет еще доступнее, что окажет дополнительное давление на украинские предприятия.

Если украинский рынок сужается, то значит сбытовым службам компании приходится больше внимания уделять экспортным рынкам?

Региональная структура продаж поменялась. За последние два года объем поставок металлопродукции производства "АрселорМиттал Кривой Рог" в Россию сократился в 5 раз. Мы осваиваем новые рынки, сохраняя традиционные для предприятия — страны Ближнего Востока и Северной Африки (крупнейший из которых — Египет), страны СНГ. Мы адаптировали сортамент продукции, ориентируясь на наиболее прибыльную для продаж в этот период.

"АрселорМиттал Кривой Рог" постоянно работает над развитием новой клиентской базы, продукции (в частности, это производство новых марок стали с добавочной стоимостью, гнутой арматуры, голубой арматуры) и новых рынков сбыта (в регионах Персидского залива, Восточной Африки).

Раньше много длинномерного проката шло в Ирак, Сирию…

Ирак остается очень важным рынком. А вот Сирия — это гораздо сложнее. Это схоже с вопросом отгрузок на Донбасс.

За счет чего вы компенсируете сокращение поставок в Россию?

За семь месяцев экспорт в Россию упал приблизительно на 80%. Но при этом увеличилось количество стран, в которые мы осуществляем отгрузки. Мы начали экспорт в страны Восточной Африки: Танзания, Эфиопия.

Вы сказали, что один из ключевых рынков — Египет. Какова его роль в структуре продаж АМКР?

Для нас Египет остается важным рынком. Мы единственная международная сталеплавильная компания, у которой есть офис продаж в этой стране. Поставки в Египет занимают 15% от наших общих продаж (в том числе заготовка и арматура). Но сейчас на этом рынке в отношении арматуры действуют импортные пошлины.

Какие именно ограничения имеются при поставках длинномерной продукции АМКР в Египет?

В ноябре 2014 года египетское правительство ввело 8%-ную пошлину на импорт длинномерного металлопроката сроком на три года. Два месяца назад они начали рассматривать возможность введения дополнительных мер в виде 10% пошлины на импорт для всех производителей, кроме стран Евросоюза. Если они введут эту пошлину, то продавать на рынок Египта будет невыгодно. Поэтому в данный момент мы обсуждаем с египетским правительством, а также с Министерством экономического развития и торговли Украины их влияние на ситуацию. Мы хотим, чтобы Египет не применял эту дополнительную пошлину в 10%, так как в нашем понимании это не соответствует нормам WTO (WorldTradeOrganization — ред.).

Вы ощущаете поддержку со стороны украинского правительства в решении этого вопроса?

Да, правительство поддерживает. Когда делегация Министерства экономического развития и торговли в августе посетила Египет, они включились в обсуждение по данному вопросу.

Исходя из вашего опыта работы в Украине, такая активность чиновников — привычное явление?

Мы были приятно удивлены и благодарны, что правительство поддерживает наш бизнес на таком важном для нас рынке, как Египет.

АМКР не единственный производитель арматуры в Украине, имеется ли какая-то координация действий по решению египетского вопроса? Возможно, сформирован некий пул лоббистов?

Другие сталеплавильные компании практически не экспортируют арматуру в Египет. По итогам 2014 года из общего экспорта этой продукции 98% пришлось на "АрселорМиттал Кривой Рог", и только 2% — на "Метинвест".

Получается, что на другие компании эти пошлины практически не влияют. Поэтому мы индивидуально стараемся решить этот вопрос. И для нас очень важна поддержка, которую мы получаем от Министерства экономического развития и торговли.

В результате что произошло с введением пошлины и какие могут быть дальнейшие сценарии развития ситуации?

В настоящий момент Министерство экономического развития и торговли Украины и Министерство торговли Египта продолжают совместную работу по вопросу пошлин, и мы ожидаем положительных результатов от общих усилий. Полагаем, что необходимо создание единой украинско-египетской комиссии по торговле, которая станет платформой для ежегодных торговых переговоров и дальнейших договоренностей о создании зоны свободной торговли.

Имеются ли существенные ограничения на других важных для АМКР рынках?

Один из важных рынков, который на данный момент остается для нас заблокированным, это США. Туда ежегодно ввозится около 1 млн т арматуры. Но начиная с 2002 года там идет антидемпинговое расследование в отношении украинской продукции, очередной пересмотр которого состоится в 2017 году. И мы надеемся на содействие украинского правительства в вопросе исключения нас из данного списка.

Существуют различные формы пересмотра этих ограничений. Но для этого нужна более активная работа всех заинтересованных сторон.

Ощущается нехватка опытных специалистов в foreign trade. Хорошо что в правительственные организации и министерства, в частности в МЭРТ, приходят новые люди с соответствующим образованием и пониманием. Например, Наталья Микольская, которая курировала наш вопрос в переговорах с Египтом.

Ваша продукция будет конкурентной в США, с учетом расстояния до этого рынка?

Да, мы являемся конкурентоспособными на том рынке. Во-первых, производители США, если рассматривать расходы, не настолько эффективны, как украинская металлургическая промышленность. Во-вторых, в США не производится достаточного количества арматуры, поэтому страна является нетто-импортером этой продукции.

А в более близких регионах кто-то вам интересен?

Второй важный для нас рынок — Алжир. Они потребляют 3 млн т арматуры, из которых только 0,5 млн т производится в стране. Но весь объем импорта — 2,5 млн т — поставляется из ЕС. Когда-то давно "Криворожсталь" поставляла туда продукцию. Но после того как Алжир и Европейский Союз подписали free trade agreement, поставки прекратились. Согласно документу, европейская продукция ввозится с нулевой пошлиной, а для всех остальных стран — 15%. Поэтому если мы хотим поставлять в Алжир, то украинская продукция будет на 15% дороже. Если добиться отмены этой пошлины, то мы стали бы намного конкурентоспособнее.

Но тут есть один момент, и в этом схожесть с Египтом. В Алжире не очень заинтересованы в отмене пошлин для Украины. В то время как Украина поставляет в эти страны зерновые, метал, оттуда не осуществляются крупные поставки товаров в нашу страну. Это одна из причин, почему у Украины нет ни одного соглашения о свободной торговле со странами Африки — а это не менее 40 государств.

Что нужно для решения вопроса с Алжиром?

Есть два способа. Первый — сотрудничество государств. Второе решение — если в Украине будет позволено выдавать сертификаты происхождения товара Euro-1. Но чтобы мы как металлургическая компания могли выдавать данный сертификат, украинское правительство должно провести переговоры с ЕС.

Самый простой способ снять пошлины — вступить Украине в Евросоюз. Но, возможно, что на базе Соглашения об ассоциации, которое подписано между Украиной и ЕС, можно договориться с Алжиром, учитывая, что эта страна имеет Договор о свободной торговле с ЕС.

Давайте вернемся к внутреннему рынку. У АМКР не так давно был запущен проект по развитию собственной сети металлобаз. Каковы были цели и удалось ли их достигнуть?

В 2013 году в Одессе был открыт первый склад. В 2013-2015 гг. ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог" открыло пять собственных складских площадок металлопродукции в каждом регионе Украины для прямого взаимодействия с клиентами: в Харькове, Тернополе, Киеве, Одессе и в Криворожском районе. И мы планируем расширять сеть, так как видим этот рынок прибыльным. Также склады помогают нам предоставлять клиентам лучший сервис, более быструю доставку, продавать маленькие партии и таким образом удовлетворять предпочтения мелких предпринимателей.

Вы выкупили эти склады?

Нет, мы их арендуем. А инвестируем в модернизацию и развитие "АрселорМиттал Кривой Рог".