Верховная Рада отложила приватизацию "Укрзализныци"

Депутаты поменяли свои планы и решили отклонить принятие законопроекта, который бы разрешил приватизацию "Укрзализныци", отправив его на доработку

Вчера Верховная Рада Украины собиралась принять во втором чтении законопроект о реорганизации "Укрзализныци" в акционерное общество. Депутаты от Партии регионов во второй половине дня собирались узаконить реформу "Укрзализныци", но эти планы не осуществились из-за блокирования парламентской трибуны оппозицией. 

В пятницу, 13 января, слушания продолжились, но неожиданно председатель Верховной Рады Владимир Литвин поддержал инициативу и отправил законопроект на доработку. За отправку законопроектов на повторное чтение проголосовало в пятницу 246 депутатов.

Проект закона предполагает обязать Кабмин в месячный срок с момента решения о формировании АО утвердить персональный состав комиссии по его созданию с участием представителей Мининфраструктуры, "Укрзализныци", Фонда госимущества, Минэкономразвития и торговли, а также отраслевых профсоюзов. Комиссия, в свою очередь, подготовит сводный передаточный акт, сводный акт оценки имущественного комплекса железнодорожного транспорта, который подлежит акционированию, в течение четырех месяцев с момента утверждения ее состава. Далее Кабмин в течение месяца должен рассмотреть и утвердить эти документы, а также план размещения акций и устав АО, персональный состав его органов управления.

Создание АО "Укрзализныця" — первый шаг к приватизации

Основной поправкой от субъектов законодательной инициативы является применение термина "публичное акционерное общество" вместо термина "государственное акционерное общество". Так, по словам чиновников, предложение о создании сначала государственного предприятия с его последующей организацией в акционерное общество затягивает и усложняет процесс реформирования и не согласуется с международной практикой, в частности стран Евросоюза, России и других. 

Однако, ряд народных депутатов заявили о том, что законопроект создает условия для скрытой приватизации. В частности, депутат от НУНС Юрий Кармазин обратил внимание на то, что нельзя отчуждать только имущество, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов госадминистрации железнодорожного транспорта.

"Поделите сто на пять — в двадцать приемов можно раздерибанить все имущество", — отметил он. 

Такого же мнения придерживается и член фракции Коммунистической партии Владимир Лещенко: "Образование государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования — это первый шаг к его приватизации. А образование публичного акционерного общества вместо государственного, как принято в первом чтении, это уже начало приватизации", — заявил Лещенко.  

Напомним, что согласно законопроекту, 100% уставного капитала акционерного общества будет находиться в государственной собственности, при этом его запрещается отчуждать, передавать в управление, залог, а также использовать для формирования уставного капитала субъектов хозяйствования. 

Приватизации не будет?

Некоторые эксперты считают, что реорганизация — не значит приватизация. "Программа реформирования железнодорожного транспорта обсуждается в Украине еще с 2001 года. И во всех ее возможных вариантах предусматривалось создание акционерной компании. И это ни в коем случае не приватизация, это корпоратизация компании", — сказал "Делу" руководитель аналитической группы консорциума "Менеджмент консалтинг групп" Дмитрий Подтуркин. 

В законопроекте четко и однозначно зафиксировано, что единственным акционером будет государство. А управлять государственным пакетом акций будет Министерство инфраструктуры. 

"Если мы говорим о приватизации, то она возможна в отношении только непрофильных активов, которые не войдут в акционерное общество. Список непрофильных активов составляется Министерством инфраструктуры. Однозначно, в него войдут активы, которые не относятся к операционной деятельности железнодорожного транспорта. В уставный капитал войдут все предприятия и государственные корпоративные права в акционерных обществах, которые заняты в операционной деятельности железных дорог", —  говорит один из разработчиков законопроекта, координатор реформы транспортного сектора Координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины Александр Кава. 

Рельсы и вокзалы оставят за "Укрзализныцей"

При этом железнодорожная инфраструктура, а именно: железнодорожные пути, контактная сеть, системы дипетчеризации, сигнализации и энергообеспечения останутся в государственной собственности и будут переданы акционерному обществу на праве хозяйственного ведения. Законопроект также предполагает передачу акционерному обществу земельных участков на праве постоянного пользования.

Исполнительным органом акционерного общества будет правление, контроль и регулирование деятельности которого будет осуществлять наблюдательный совет, утвержденный Кабинетом Министров.  

По словам экспертов, учредить предприятие несложно, главный вопрос в акционировании "Укрзализныци" — это наполнение программы: оценка земли, выделение земли, оценка железнодорожных объектов, инвентаризация объектов и т.д. "На решение всех этих вопросов уйдет как минимум год, а то и больше", — продолжает Подтуркин. 

"Данный законопроект важен для начала сложного, но крайне необходимого процесса трансформации железнодорожного транспорта Украины. Ни для кого не секрет, что в деле реформирования мы на десятилетия отстаем не только от стран ЕС, но и от России и Казахстана. В России ликвидация министерства путей сообщения и создание ОАО "Российские железные дороги" прошли еще в 2003-2004 годах. А Казахстан прошел этот этап в 1997-2001 годах. А мы только начинаем", — резюмирует Александр Кава.