- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- IT и Телеком
- Дата публикации
Вопреки закону писанному: кому мешают открытые данные в Украине
Рынок открытых данных в Украине совсем молодой ‒ он начал формироваться в 2014 году. Его зарождение и развитие было обусловлено в первую очередь необходимостью идти в ногу с прогрессивными государствами мира, где прозрачность и открытость на всех уровнях ‒ неотъемлемая часть жизни людей. В нашей же стране десятилетиями было все с точностью наоборот. Поэтому "вывод данных с подполья" пришелся не по душе многим ‒ как чиновникам, так и предпринимателям, ведущим свой бизнес по сомнительным принципам.
На данный момент в Украине, вопреки нарушению "интересов" определенных кругов, возможности работы с открытыми данными четко регламентированы. Так, еще в 2011 году был принят Закон "О доступе к публичной информации". Однако свою финальную редакцию, где говориться об открытых данных, он получил в 2015 году, когда был принят Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно доступа к публичной информации в форме открытых данных".
В частности, в ч. 1 ст. 10 этого нормативного акта говорится: "Публичная информация в форме открытых данных ‒ это публичная информация в формате, позволяющем ее автоматизированную обработку электронными средствами, свободный и бесплатный доступ к ней, а также ее дальнейшее использование". Кроме этого, в законе прописано и то, что публичная информация в форме открытых данных является разрешенной для дальнейшего свободного использования и распространения: "Любое лицо может свободно копировать, публиковать, распространять, использовать, в том числе в коммерческих целях, в сочетании с другой информацией или путем включения в состав собственного продукта, публичной информации в форме открытых данных с обязательной ссылкой на источник получения такой информации".
Принятие соответствующего закона дало толчок развитию рынка. В него стали вкладываться фонды и предприниматели, создавая разнообразные сервисы и продукты. Но, как и многое в нашей стране, урегулированность рынка оказалась иллюзией. Пример компании YouControl, которая работает четко согласно действующему законодательству в сфере открытых данных, но при этом уже почти год является объектом для преследования силовиков — яркое тому доказательство.
Украинские власти не задумываются, к чему может привести такое вмешательство в рынок. Взять хотя бы экономический эффект. Ведь ресурс у рынка открытых данных — огромный. Согласно исследованию компании McKinsey, работа с открытыми данными обеспечивает стране рост ВВП на уровне 4% (для Украины — это порядка 90 млрд грн). А потенциальный глобальный эффект от открытых данных в 7 секторах (образование, здравоохранение, транспорт, нефтегазовый рынок и прочие) составляет 3 трлн долларов год. А в нашей стране все это пытаются задавить в угоду чьих-то интересов. Вследствие инвесторы, которые обращают внимание на этот привлекательный рынок с грандиозным потенциалом роста, очень взвешенно подходят к оценке рисков. Они понимают, что в Украине, даже при наличии закона, который защищает участников рынка, их вложения не застрахованы от вмешательства в работу компании и, как следствие, ‒ от финансовых потерь.
Но в целом проблема касается больше даже не денег. Речь идет о том, что заинтересованные лица хотят откатить назад волну общественного резонанса, который возник от доступа к открытым данным. Ведь последние годы в Украине начали появляться разнообразные проекты, обличающие нечестных госслужащих, коррупцию на всех уровнях власти. А о том, что они крайне необходимые и актуальные, говорит их международная поддержка.
К примеру, DoZorro ‒ инициатива Transparency International. Это мониторинговый портал для контроля нарушений в госзакупках. Его система риск-индикаторов призвана идентифицировать гостендеры, по которым имеется повышенный риск неэффективности проведения процедуры или ограничения конкуренции.
Также небывалое внимание вызвал проект "Декларации". Тысячи чиновников, их имущество и доходы, которые они годами тщательно скрывали за стенами банков и высокими заборами, стали достоянием общественности. Проект смог обратить внимание людей на эту проблему, заставил их занять определенную позицию.
Очевидно, причин для того, что "закрыть" открытые данные у власти масса. Однако на лицо еще и конфликт позиций самих ее представителей. Пока СБУ и ГПУ пытается провести показательный процесс над компанией YouControl, Кабмин дает доступ к новым реестрам. Только в декабре 2017 года было утверждено обновленное постановлению №835, которое расширяет количество наборов данных вдвое ‒ с 302 до 600. Этим Кабмин как бы заявляет о своей поддержке открытости данных.
Почему же возникают такие противоречия? Конечно, можно задуматься о том, что дело в чьих-то бизнес-интересах, и что имеет место "заказ" от конкурентов. Но другой вариант кажется более реалистичным. Представители органов власти, которые проявляли, на первый взгляд, заинтересованность в развитии рынка открытых данных, сейчас, видя давление на одного из его лидеров, никак не реагируют. Следует вывод, что они были неискренни в своих намерениях. Хотя, возможно, открывая данные, они не ожидали того эффекта, который в итоге наблюдается. Не стоит отбрасывать и идею того, что у них есть свои личные интересы в этой области. Также это может оказаться обычным пиаром или вынужденной мерой под давлением международного сообщества.
Сейчас вопрос с открытыми данными в Украине звучит глобально. На кону вопрос ‒ украинцы будут жить со свободой слова и доступом к информации или же мы превратимся в аналог Северной Кореи. То, как власти пытаются манипулировать понятием "открытые данные" и тем, как их можно использовать, не смотря на закон, ставит под сомнения будущее Украины как демократического государства.