IT и Телеком 28 марта 2018 в 10:00

Why Cloud: зачем малому бизнесу облачные технологии

Игроки и эксперты IT-рынка сходятся во мнении, что облачные сервисы — технология будущего, и тотальная миграция в cloud — всего лишь вопрос времени

Why Cloud: зачем малому бизнесу облачные технологии Why Cloud: зачем малому бизнесу облачные технологии

По данным, приведенным европейским статистическим порталом Statista, общемировой рынок облачных технологий в 2009 году составлял $58,6 млрд, а в 2017 году — уже $260,2 млрд. Тренд роста будет сохраняться — к 2020 году ожидаемый объем рынка составит $411,4 млрд.

Начало "облачной" эпохе положила компания Аmazon, которая в 2002 году впервые предложила клиентам свои вычислительные мощности для хранения и обработки данных. Подразумевалось, что все массивы данных можно будет размещать на удаленных серверах, не нуждаясь в собственной инфраструктуре и оборудовании —  это значительно экономило ресурсы. Идею подхватили и стали развивать Google, IBM и другие технологические гиганты.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Облачные сервисы стали постепенно проникать во все сферы жизни. Социальные сети, мобильные приложения, почтовые клиенты, которыми мы пользуемся каждый день, — все это тоже "облака", и с каждым годом их становится все больше.

Большие возможности для малого бизнеса

У малого бизнеса и бюджеты небольшие, поэтому ему невыгодно строить свою IT-инфраструктуру. А облака дают возможность предпринимателям быть мобильными и использовать удаленные мощности отовсюду, где есть интернет, при этом быть уверенными в сохранности данных. Ведь физически удаленные сервера находятся в географически разнесенных дата-центрах.  

Доступность — не единственное преимущество cloud-сервисов. Эксперты также отмечают, что облака гарантируют малым предпринимателям молниеносную скорость развертывания и запуска инфраструктуры. В несколько кликов оформляете подписку на Office 365 — и вы уже "в облаках". Легкость распространяется на все — таким же образом можно расширить любое нужное бизнес-решение.

В зависимости от модели обслуживания различают три основных типа облачных вычислений:

PaaS (платформа как услуга) — провайдер предоставляет облако и базовое ПО, а клиент имеет возможность создавать свои продукты и управлять ими. Представьте, что вам дали бревно и набор инструментов, и сказали сделать себе шкаф-купе.

IaaS (аренда виртуальных серверов) — клиент сам управляет арендованным облаком — загружает и настраивает свои ПО и приложения. Провайдер отвечает только за исправную работу серверного оборудования. В таком формате работают, например, 1С и CRM-системы. Это — следующий уровень, вы купили свой шкаф в IKEA и вам только нужно собрать его по инструкции.

SaaS (аренда программного обеспечения по подписке) —  полностью готовое к использованию программное обеспечение, где всю техническую работу по наполнению и поддержке осуществляет провайдер, а пользователь сразу приступает к решению своих бизнес-задач. Самые простые примеры — GoogleDocs и сервис для оптимизации работы компании Битрикс24. Это — "ол инклюзив": к вам не только приехали и установили индивидуально сконструированный под нужную нишу в стене шкаф-купе, но и пообещали починить внезапно отвалившееся от него зеркало в течение года.

Последние два типа вычислений более популярны среди МСБ-пользователей облачных сервисов. По данным аналитической компании Pro-Consulting, в 2017 году на долю IaaS пришлось 59% рынка облачных сервисов, которые используют малые и средние предприятия, SaaS при этом занимает 32%, а PaaS — всего 2%. Еще 7% рынка занимают другие услуги. Такая расстановка сил связана с тем, насколько каждая из моделей отвечает запросам этого бизнес-сегмента.

Как отмечает директор по развитию бизнеса облачного провайдера UСloud Данил Белов, в современных реалиях на пике популярности IaaS решения, где компания самостоятельно разворачивает IT-инфраструктуру и обслуживает ее. В то же время, самое удобное среди облачных решений — SaaS, считает эксперт, хотя и отмечает его высокую стоимость относительно других моделей. К примеру, единоразовая покупка пакета Microsoft Office 365 для одного пользователя обойдется компании в 5-6 тыс грн, а использование этого же программного обеспечения по подписке будет стоить от $5 до $13 в месяц. При этом, выбирая второй вариант, клиент будет иметь доступ к постоянно обновляемым сервисам.

Существует два главных мифа об аренде программного обеспечения. Во-первых, бытует мнение, что при использовании SaaS сложно осуществлять персональную настройку программных комплексов, а во-вторых, считается что хранить и передавать данные посредством SaaS — небезопасно. С другой стороны, популярные сервисы вроде Gmail и Google Drive тоже функционируют по модели SaaS, но большинство пользователей работают с ними без опасений и проблем. Эксперты сходятся во мнении, что здесь многое зависит от провайдера облачных услуг и потребностей бизнеса.  

Внедрить и не облажаться

Если компания собирается выстраивать свое облако "с нуля", ей нужно определиться, какие именно бизнес-задачи будут реализованы за счет облачных решений, и в зависимости от этого подбирать комплекс сервисов. В качестве тестового формата можно вынести в облако работу одного отдела, отладить процессы и затем масштабировать на всю компанию.

Специалисты UСloud советуют бизнесу начинать внедрение облачных сервисов с самой простой и понятной их разновидности — с бэкапа (создания резервных копий данных).

Чтобы разместить бэкап всех данных у себя, компании понадобились бы большие серверные мощности, а резервные копии в облаке не занимают много места. Евгений Кражан, директор по развитию бизнеса на корпоративном рынке Kyivstar, считает, что компании, которые хранят данные в облаках, гораздо лучше защищены от вирусных атак, вроде печально известного Petya.A, и случайных потерь данных, вызванных сбоем техники или ее утратой.

Наравне с бэкапом бизнес может постепенно внедрять самые простые облачные сервисы. Отличный пример — Office 365. По словам эксперта отдела облачных решений компании "Датагруп" Ивана Борейко, этот пакет — SaaS-продукт первой необходимости для офиса. Он позволит организовать почтовую систему Outlook, обеспечит возможность работы с офисными приложениями, такими как Word, Excel, Power Point, а также предоставит возможность хранения данных в облаке (OneDrive). Использование виртуального сервера (IaaS) позволяет разместить в облаке СRM-систему (1С, OneBox), интернет-сайт или интернет-магазин. 

При работе в облаке для бизнеса прежде всего важны два фактора — во-первых, это сохранность данных и безопасность их передачи, и во-вторых, отказоустойчивость удаленного оборудования.

При подписании договора о предоставлении услуг между заказчиком и облачным провайдером, как правило, указывают уровень SLA (service legal agreement), который показывает в часах и минутах максимальное время простоя инфраструктуры и время, за которое данные передаются для доступа к облаку. Минимальный риск отказа оборудования особенно важен для компаний, для которых ограниченный доступ к данным, пусть даже на короткое время, может обернуться финансовыми и репутационными потерями.

Такие разные облака

Виртуальные серверы, где содержатся данные разных пользователей, называются публичными облаками (public clouds). Серверы же, "заточенные" специально под потребности конкретного клиента или компании, — это частные облака (private clouds). Существует и промежуточный этап между публичным и частным облаком — так называемое "гибридное облако".

Эксперты рынка сходятся во мнении, что частное облако — прерогатива больших корпораций, требующих индивидуальных решений, а малые и средние предприятия могут ограничиться публичным. Оно дешевле, но по параметрам безопасности не уступает частному. И все же выбор конфигурации зависит напрямую от потребностей бизнеса. Частные — лучший вариант для тех, кто располагает бюджетом на собственный дата-центр и хочет иметь полный контроль над своей IT- инфраструктурой. Малому бизнесу совершенно ни к чему сверхперсонализированные настройки и повышенный уровень обслуживания.

Эксперты Kyivstar отмечают тенденцию миграции бизнеса в публичные облака, мотивируя это тем, что для частного облака намного сложнее обеспечить высокий уровень безопасности, надежности и доступности, чем для публичного.

Помимо структуры облака, важна и его геолокация. Несмотря на то что облака — понятие неосязаемое, сервера, на которых они хранятся — это вполне реальное "железо", которое физически размещается в ЦОДах (Центрах обработки данных). На этом рынке конкурируют как украинские, так и зарубежные провайдеры. В связи с недавней волной обысков в офисах ряда украинских IT-компаний, в ходе которых сотрудники правоохранительных органов изымали сервера, украинский бизнес чаще выбирает иностранную инфраструктуру.

По данным Pro-Consulting, текущее соотношение компаний на рынке облачных сервисов в Украине варьируется в пропорции 38% против 62% в пользу зарубежных провайдеров.

На такое рыночное соотношение влияют и степень безопасности данных, и технические возможности компаний. Немаловажную роль играет также известность бренда и ценовая доступность для бизнеса. При этом, выбирая провайдера, бизнесу стоит учитывать нюансы законодательства, например, требование хранить персональные данные клиентов в пределах страны. Это касается данных банков, госучреждений, на которые распространяются специальные требования регуляторов. 

Среди зарубежных игроков, которые предлагают облачные услуги на украинском рынке, эксперты выделяют Amazon Web Services, Oracle, Microsoft Azure, DEAC и Lattelecom. Лидеры среди украинских провайдеров — De Novo, UCloud и GigaCloud.

Сегодня более половины всех украинских предприятий используют облачные технологии и сомнений в том, что со временем весь бизнес переберется в облака, чрезвычайно мало. Украинские компании, которые до сих пор хранят данные на своих серверах, рискуют потерять бизнес в случае форс-мажорных ситуаций вроде обысков или вирусных атак. Облака — то самое решение для бизнеса, который хочет расти и оставаться в безопасности.

Загрузка...
Новое видео
Як залишатися у попиті і вміти пристосовуватися до змін — Валерія Заболотна
Загрузка...