- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
За год с небольшим мы осуществили более 1,8 млн доставок по Украине — директор OLX
Опыт многих мультинациональных компаний доказывает, что период, когда head-офисы все ключевое спускали в виде инструкций — позади. Многое приносят и дочерние предприятия. Что именно украинский OLX дал материнской компании? А чего бы не было в бизнесе, если бы не принадлежность к международной группе?
В целом принадлежность к международной группе Naspers, кроме таких очевидных вещей как инвестиции и ресурсы, дает возможность оперативно получать информацию о новых продуктах, их внедрении и улучшении сервиса. Благодаря этому OLX значительно раньше остальных начал инвестировать в mobile. Три года назад мы разработали мобильное приложение, активно развивали его и продолжаем делать это до сих пор. Мы адаптировали сервис под все типы устройств. Поэтому сегодня, в то время, когда игроки рынка активно выводят свои продукты в mobile, OLX — лидер по скачиваниям в категории shopping для IOS и Android, а основные показатели роста нам обеспечивает мобильное пользование.
Например, последовав примеру польских коллег по направлению "Работа", мы начали активно развивать его в Украине. Только за последние полгода OLX Работа выросла на 44% по количеству вакансий. Кроме этого, вдохновившись опытом коллег, почти 2 года назад мы запустили B2B Unit — департамент по работе с бизнес-клиентами, менеджеры которого помогают профессиональным продавцам получать больше звонков на OLX. Уже больше 21 000 бизнес-пользователей работают с поддержкой личного менеджера из B2B Unit.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaЯркий пример того, что украинский OLX принес в международную группу — проект OLX Доставка. Мы первыми в Европе внедрили сервис, который дает возможность пользователям совершать дистанционные покупки безопасно. В Украине проект произвел фурор: всего за год с небольшим было осуществлено более 1 800 000 доставок по всей стране. Недавно мы вместе с нашими партнерами UA Pay и "Нова пошта" получили специальную награду "Коллаборация года" на Е-Awards 2018. Услуга оказалась в зоне пристального внимания международной группы и топ менеджмента. Можно сказать, что мы в Украине ввели новый тренд на безопасную торговлю, который сегодня распространяется на различные бренды и компании группы.
У вас был опыт предпринимательства и работы по найму. Хотя Вы и культивируете entrepreneurship в OLX, все же разница есть, не так ли? В чем она?
Быть предпринимателем круто и одновременно непросто. Лично мне эта история абсолютно знакома. Ты сам являешься хозяином собственной судьбы, принимаешь решение, куда двигаться бизнесу. Но каждый твой шаг может кардинально изменить то, чем ты занимаешься завтра. Это круто и драйвит, но при этом сложно, потому что далеко не всегда есть возможность реализовать задуманное. Много ежедневной текучки, постоянные административные вопросы, налоговая и прочее. Больше рисков, ведь все, что у тебя есть, ты можешь либо приумножить, либо безвозвратно потерять. Кому-то нравится такой ритм жизни, а кто-то нуждается в более комфортных и спокойных условиях.
При этом, конечно же, даем понять людям, что они несут ответственность за свои действия. Это то, что мы берем из предпринимательства и интегрируем внутри команды. Свобода — зона высокого риска, но людей предприимчивых это зажигает. Для предпринимателя всегда важна скорость движения вперед и масштабность. У нас есть и то, и другое — мы работаем с огромной аудиторией, которая за последние пять лет выросла в 2,5 раза, а мобильное приложение OLX сегодня установлено на каждом третьем украинском смартфоне.
За годы в менеджменте, что стало даваться легче в вопросах people management, а ради чего приходится делать над собой усилия?
Из того, что стало даваться легче — делегирование. Раньше было сложно отдавать задачи, а сейчас знаю, что иначе невозможно. И речь даже не о том, что сам всего не сделаешь, а о том, что есть люди, которые умеют это сильно лучше тебя. Поэтому нужно просто давать им возможность делать то, в чем они хороши. Про то, что дается сложно — это публичные выступления. Это не очень-то мое.
Всегда непросто давалась самоорганизация и дисциплина. Внутри я человек не слишком системный, поэтому ранее приходилось делать много усилий для того, чтобы воспитать в себе менеджера.
Залогом любого успешного бизнеса является эффективная команда. Как вы подбираете сотрудников и что делаете для поддержания уровня эффективности?
Мы собираем команду очень тщательно и не соглашаемся на что-то среднее, даже если человек нужен срочно. Первое, на что смотрим, — искренняя заинтересованность. Здесь важно не покупаться на декларированный интерес кандидата, потому что он может быть вызван тем, что человек попал в крутой офис известного бренда и он захотел работать за зарплату. Мы всегда спрашиваем — интересно ли человеку то, что мы делаем. Либо его привлекает в большей мере работа в крупной компании. Второе — не есть плохо, но мы все же стараемся собирать в команде ребят, которые искренне любят то, что делают вне зависимости от внешних атрибутов.
Также важно, чтобы люди были объединены одними ценностями. Мы ищем сотрудников с редким сочетанием амбициозности и скромности. Человек должен быть либо профессионалом своего дела, либо хотеть им стать. Нам нравится, когда люди стремятся быть лучшими в том, что они делают: будь то финансы, маркетинг, служба поддержки либо другие сферы. А компания, со своей стороны, создает среду, в которой будет стыдно не показывать результаты.
В борьбе за талант и потенциал в сотрудниках, чем OLX удается добиваться конкурентного преимущества?
Не так много компаний дают возможность ошибаться. Мы считаем, что если у нас правильные люди, то нет ничего плохого в том, чтобы они пробовали и экспериментировали. Нет ничего хуже, чем стабильность. Стараемся создать условия, в которых сотрудникам будет искренне интересно работать. Делаем это как формально через встречи один на один и оценку 360, так и неформально. Нам важно убедиться, что человек на своем месте, что ему нравится, он растет. Иными словами — он занимается хобби, которое приносит ему хорошие деньги.
Миссия, видения, ценности, EVP, корпоративная культура. Как они изменились в OLX с течением времени и под влиянием чего?
Мы не любим понятие "корпоративная культура". На самом деле в OLX все максимально упрощено. На мой взгляд, в этом и есть наша главная ценность. Когда ты убираешь все эти условности, команда может спокойно сосредоточиться на том, что у нее получается лучше всего — делать свое любимое дело.
У нас не бывает совещаний по 6 часов, на которых присутствует 16 человек, длинных цепочек согласований. Команда OLX работает по принципу Fail Fast. Индустрия движется очень динамично, поэтому мы пытаемся делать все достаточно быстро, но при этом хорошо. Если мы ошиблись, ничего страшного, главное — суметь извлечь из этого урок и двигаться дальше. Внутри команды мы развиваем качество, которое редко можно встретить в других компаниях — делиться и плохими новостями в том числе. Человеческая природа устроена таким образом, что люди боятся получить негативный фидбэк. На самом же деле, когда ты вовремя сообщаешь о чем-то плохом, всегда можно оперативно сделать выводы и исправить ситуацию, а это в разы сокращает время, чтобы добиться поставленных целей. В OLX сотрудники очень любопытные и при этом скромные — они не бьют себя в грудь при достижении вершин. Напротив, ищут варианты, что можно сделать еще лучше, а из чего извлечь урок для того, чтобы двигаться еще быстрее и стать еще масштабнее.
Новое поколение сотрудников сегодня хочет работать в бизнесе, который меняет что-то в обществе и оставляет после себя след. Считаете ли Вы OLX такой компанией?
Когда мы думаем о вкладе OLX, задаем себе вопрос "Будет ли заметно, если OLX завтра исчезнет?". Если понимаем, что многие заметят это, то делаем вывод, что работаем не зря. OLX развил в стране культуру продажи б/у вещей. До этого она гуляла где-то в газетах, но такой массовости не было. Если вернуться на несколько лет назад, то можно вспомнить как выглядели региональные издания. Они были переполнены объявлениями о купле-продаже различных товаров. Со временем и по сей день можно наблюдать, насколько эти газеты истончились, потому что те самые предложения стали массово переходить в онлайн.
Это позволило тем, кто совершает покупки — экономить, а тем, кто продает — больше зарабатывать. Сегодня уже стало лайфхаком — продать что-то ненужное, чтобы получить нужные деньги. А OLX Доставка, в свою очередь, сделала дистанционную торговлю безопасной, и теперь каждый украинец может заказать необходимый товар из разных уголков страны.
Как следствие, мы стали платформой для развития МСБ. На OLX более 800 000 зарегистрированных бизнесов в товарных категориях, более 250 000 в Недвижимости, а также 200 000 компаний малого, среднего и крупного бизнеса в категории Работа.
Я искренне горжусь тем, что мы построили. Мы создали классную компанию, одну из самых сильных на рынке. Я благодарен всем и каждому, кто стал частью этого путешествия, и мне очень интересно, как оно будет развиваться дальше.