- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Ритейл
- Дата публикации
Зачем британский IT-инвестор купил украинскую рекламную компанию
Роб Нобл — британский инвестор и бизнес-консультант с более чем 30-летней экспертизой в области маркетинга и цифровых технологий. Сегодня в активе Роба более 15 успешных стартапов, в частности международное агентство по планированию и покупке медиа-услуг Jack Media, одна из первых в Европе (программных) компаний GDM. Он является председателем ряда компаний, в том числе Acquire и MBA-IT, поставщика технологических решений для финансового сектора.
В декабре стало известно о покупке Робом крупной украинской рекламной группы "АДВ Украина", которая станет razom communications и будет сочетать креативные (THINKMcCANN, FCB Kyiv) и медийные (Havas Media Ukraine, Initiative, UM Ukraine) агентства и в дальнейшем углубит сотрудничество со стратегическими международными партнерами Interpublic Group (IPG) и Havas Worldwide.
Роб, у вас большой опыт работы, как в корпоративном секторе, так и в собственных инвестпроектах. Расскажите об этом детальнее
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaЯ посвятил корпоративному бизнесу более 20 лет, и построил, по моему мнению, успешную карьеру — работал в крупнейших британских и американских корпорациях, входил в совет директоров IBM-Lotus Europe. Но в какой-то момент понял, что крупный и стабильный бизнес — это скучно. Мне захотелось заняться предпринимательством. Помню, как мой отец тогда переживал, что "сын отказался от надежной пенсии". Но я не мог поступить иначе, я чувствовал огромный потенциал тогда еще молодого интернета. Меня вдохновили технология и возможности, которые открывались для бизнеса.
Первой компанией, которую я создал, стало рекрутинговое интернет-агентство, пионер сегмента Великобритании. Следующим бизнесом было лондонское технологическое бюро Skinkers. Его команда работала над глобальными проектами: BBC iPlayer и первой версией онлайн-букинга для American Airlines.
Когда мы с партнерами привлекли в Skinkers около 20 млн фунтов венчурных инвестиций и 10% долю компании приобрел Microsoft, ко мне стал обращаться за консультациями малый бизнес: как составить соглашение акционеров, как привлечь капитал, как нанять людей и т.д.
Мои консалтинговые услуги часто оплачивались долями в бизнесах. Я стал мультизадачным, часть времени инвестируя в Skinkers, часть уделяя развитию других проектов. В итоге, Skinkers был продан крупному мобильному оператору из Индии. В следующие 5 лет я продал доли еще в 5 компаниях.
Сколько компаний сейчас в вашем портфеле?
Сейчас я развиваю 9 компаний в Великобритании и в 6 в других странах мира (включая США, Германию, Австрию). У всех моих инвестиционных проектов всегда были две отличительные черты: международные и технологичные. Продавать компании, между прочим, сложнее, чем кажется, особенно если их создал ты: оказывает влияние сильная эмоциональная связь и привязанность к людям.
И вы решили инвестировать в Украину. Почему?
Я знаю, что у Украины много проблем. Но у вашей страны большой потенциал и есть только один путь развития — наверх. Экономика уже начинает восстанавливаться. Кроме того, в Украине работает много высокообразованных талантливых специалистов, особенно в технологической сфере. В моей деятельности я часто сталкиваюсь с отличными IT-продуктами made in Ukraine.
Но первой вашей инвестицией в Украине стал не ИТ-проект, а рекламная компания "АДВ Украина". Почему?
Конечно, я думал об инвестициях в IT-стартап, и возможно даже вернусь и к этому вопросу, но несколько позже.
Я убежден, что у рекламно-коммуникационного рынка в Украине долгое и успешное будущее. Отрасль находится на этапе трансформаций, крайне важным становится digital.
Кроме того, сегодня Украина стоит на пороге больших изменений, инициированных развитием технологий. Уже внедрено 3G, на очереди запуск 4G. Смартфон для молодых и прогрессивных это точка входа в мир: доступ к новостям, к друзьям, социальной активности. Когда в мою жизнь одновременно в Лондоне и Нью-Йорке пришел 4G, я вообще перестал задумываться о подключении. Интернет просто стал органичной частью моих гаджетов. Этот процесс будет происходить в Украине в ближайшие 3-5 лет. Это хорошее время для инвестиций в коммуникационный бизнес и безграничные возможности для рекламы, которая всегда идет за людьми.
Как долго длился переговорный процесс по приобретению рекламной группы "АДВ Украина"?
С Сергеем Урыным (CEO ADV creative, сейчас СЕО creative razom communications) и Дарией Кабановой (CEO ADV, сейчас СЕО razom communications) мы встретились летом 2017 года.
Подробная информация о компании, которую они мне предоставили, помогла мне принять решение о покупке и наметить стратегию развития. Мы планируем развивать razom communications как digitalcore компанию, с отдельным digital-хабом, но при этом будем активно использовать в медиа-миксе все каналы коммуникаций: телевидение, принт, наружная реклама. В коммуникациях важно понимать целевые аудитории и задачи брендов. Для молодежи приоритетнее digital, более старшее поколение по-прежнему может пользоваться телевидением и печатными изданиями. Поэтому мы сфокусируемся на развитии omnichannel подхода. Для рекламы важен фокус на мобильность и на интернет в балансе с традиционными медиа.
Роб, если проанализировать вашу инвестактивность за последние 10 лет, то отчетливо замечается тренд — вы покупаете/входите в состав владельцев компании, развиваете ее и продаете по более выгодной цене. С этой же целью вы приобрели группы "АДВ Украина"?
Я не знаю, продам ли razom communications, и когда это сделаю. Я не мыслю короткими горизонтами и покупаю бизнесы не для перепродажи. Я инвестирую, когда верю в большой потенциал развития компании.
Самое краткосрочное мое вложение заняло 8 лет. Так что в Украину я пришел надолго.
Расскажите как познакомились с российским владельцем "АДВ Украина"
С предыдущим владельцем Дмитрием Коробковым я познакомился весной 2017 года. И уже к нашей встрече летом были подготовлены все материалы как часть экспертизы. Я увидел многообещающий бизнес с хорошими перспективами. Я бы его купил, чьим бы он ни был — итальянским, немецким, Я британец и веду бизнес по-британски. Возможно, это не самый гибкий способ. Но ты пожимаешь руку, смотришь человеку в глаза и говоришь: "Я сделаю", — ты делаешь. Мы общались откровенно и прямолинейно. Адвокаты дорого берут за подготовку бумаг, но само общение было простым.
Сделка уже завершена?
Да, все юридические моменты завершены, я владелец. К сделке будет небольшое дополнение.
Мне кажется, что местный совладелец — это позитивный сигнал рынку, и плюсы для компании.
Кто это?
Пока я не могу рассказать больше. Подробности мы озвучим, как только все юридические моменты будут завершены.
Что заставило вас все же рискнуть и инвестировать в Украину, ведь сейчас имидж у нашей страны не очень…
Продажа бизнеса совсем не похожа на продажу, скажем, телефона. Тебе не рассказывают, какой он хороший и какая у него батарея. Покупателю презентуют компанию, и он принимает решение, стоит ли инвестировать. Это сложно объяснить. В определенном смысле, покупателю все равно, что говорит продавец. Он слушает, встречается с командой, изучает финансовые показатели и бухгалтерские документы, проводит исследования, анализирует. Много полезной информации об экономической ситуации и инвестиционном климате в Украине мне предоставил британский консул.
Я принимал решение, опираясь на собранную информацию и собственную экспертизу.
Когда ты покупаешь часть Google или Facebook, тебе может понадобиться GP Morgan, потому что предстоит реструктуризировать крупную публичную компанию. Но для покупки/продажи частной компании тебе нужны только адвокаты.
Уверена, что вы не скажите, сколько инвестировали в покупку "АДВ Украина". Поэтому спрошу по другому. Какой подход вы использовали для подсчета стоимости бизнеса?
Покупая бизнесы, я использую два подхода. Я изучаю отчетность, оцениваю доход, прибыль, объемы продаж, умножаю — и получаю финальную сумму. На стабильных рынках (к примеру, Европа) такие данные могут быть довольно точными. Например, если я продаю небольшое британское агентство, работающее с персоналом, я могу просить три годовые прибыли. За технологические компании, в активе которых лицензии, можно получить 5-8 годовых прибылей.
Для нестабильных рынков (к примеру, Украина) такой подход весьма приблизителен. Но можно посмотреть и оценить, приносит ли компания прибыль — да, приносит; стабильны ли доходы, есть ли долгосрочные партнеры — да, есть. Можно многое посмотреть. Тут действует другой подход: оценка, сколько инвестор готов заплатить за компанию и честная ли это цена. К такой честной для себя цене я и пришел.
Но все же, на какие показатели вы смотрели, принимая решение?
Конечно, я проверял документы и оценивал рыночные перспективы, решение инвестора должно быть взвешенным. У Украины интересные показатели: рынок рекламы демонстрирует впечатляющие результаты. По прогнозам Всеукраинской рекламной коалиции в 2018 году он увеличится на 26% (ТВ — 26%, наружная реклама — 24%, интернет — 30%). Меня, как инвестора, привлекают такие темпы прироста. Рост ВВП в прошлом году 2%, возможный рост 2,8% в этом — это хороший результат, лучше, чем в Великобритании, которая находится в процессе Brexit. Но я с вами согласен: риск сложно просчитать, его нужно просто принять во внимание. Уровень риска для каждого свой: то, что для одного риск, для другого может быть пустяком, или кошмаром (смеется).
Что изменится в работе уже razom communications после смены владельца?
Я собственник, а не операционный менеджер. Бизнесом будут управлять Сергей Урын и Дария Кабанова. Команда — одна из причин, по которой я принял решение инвестировать в razom communications, и я не планирую ее менять.
Я помогу razom communications экспертизой, это ключевое.
Я помогу профессиональными контактами. razom communications отличная команда, почему бы нам с ними не выйти на лондонский рынок? Я буду представлять razom communications за пределами Украины, это хорошо и для компании и для вашей страны. У компании уже есть опыт работы на внешних рынках в странах СНГ.
Я познакомлю их и с другими рекламными бизнесами, которыми я владею сейчас или владел ранее. Я рассчитываю на синергию. Например, у меня есть доля в очень хорошем рекламном агентстве, расположенном в модном креативном районе Лондона — Шордиче. Почему не объединить усилия?
Не планируете ли инвестировать в другие отрасли в Украине?
Я предпочитаю вкладывать средства в те сферы, в которых имею экспертизу. К примеру, в сельское хозяйство точно инвестировать не буду, ведь вообще не представляю, как этот бизнес работает. Потенциально мне интересна ИТ-сфера.
Беседовала Татьяна Рясная