Зачем малому и среднему бизнесу нужны облака?

Мы каждый день активно пользуемся облачными технологиями, не задумываясь о том, что социальные сети, личная электронная почта, мобильная связь и есть то самое "облако". При этом часто подобные технологии не рассматриваются как неисчерпаемые возможности для развития бизнеса
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Облака — это доступный способ пробовать новые технологии. Для малого бизнеса трата большой суммы на закупку ИТ-оборудования может оказаться критичной. Облака же позволяют небольшими частями в течение длительного времени оплачивать тот объем услуг, который реально используется.

Облака бывают разные. Облако может быть "сервисом" (например, Dropbox), может — "инфраструктурой". Если мы говорим об инфраструктуре, наиболее распространенным и практичным является Microsoft Azure. Это, по сути, аренда мощного современного серверного оборудования, обслуживание которого обеспечивает Microsoft. Так как для МСБ собственный сервер — дорогое удовольствие, которое требует временных и финансовых затрат на обслуживание, такие решения позволяют сэкономить и получить в пакете набор именно тех сервисов, которые нужнее всего.

Когда мы говорим об аренде сервисов, речь идет не о том, что бизнес выкупает конкретный сервер. В облаке роль играет не столько место, сколько услуги. В частности,такой арендованной услугой может быть CRM — система управления взаимоотношениями с клиентами. Сегодня это весьма востребованный продукт для любого бизнеса.

Ввиду дороговизны покупки такой системы она часто не используется малым и средним бизнесом. Продажи ведутся в Excel, без адекватного учета, контроля и автоматизации, что отражается на качестве обслуживания клиентов, продажах и прибыльности. Если же СRM взять в аренду, то малый бизнес может позволить себе обеспечить продавцов современными и эффективными средствами для управления продажами.

При этом, если сравнивать покупку сервера с арендой, в первом случае вы платите сразу за сервер и лицензии, но потом постоянно тратите время и деньги на его установку, настройку и поддержку. В случае с арендой вы вносите предоплату за месяц, вводите свой логин и пароль и начинаете работать.

Цена зависит от того, какая вычислительная мощность вам необходима. Количество процессоров, оперативной памяти и объем хранилища определяют стоимость. Например, размещение в облаке 1С на 5 пользователей обойдется от 135 долларов в месяц. Если же говорить об аренде CRM системы на 5 пользователей, то это будет стоить порядка 325 долларов в месяц.

Когда речь заходит о хранении данных с использованием облачных технологий, возникает несколько вопросов. Первый — надежность. Бытует мнение, что хранение информации на флешке, ноутбуке или собственном сервере надежно. Вера в это держится до первой непоправимой поломки, пролитого кофе на ноутбук или изъятия сервера. Облачная платформа Microsoft Azure обеспечивает хранение данных в нескольких копиях в разных дата-центрах. То есть, даже если один из них будет уничтожен физически, есть другой, находящийся во многих сотнях километров от первого дата-центра, где хранятся эти же данные. Если с вашим компьютером что-то произошло, вы моментально можете продолжить работу на другом, на планшете или даже смартфоне. Такие технологии не всегда доступны и достаточно крупному бизнесу. Кроме того, Azure — это глобальный сервис, который по определению не может быть ненадежным. Иначе им просто не будут пользоваться.

Второй вопрос — защита данных. Среди потенциальных пользователей облачных технологий бытует заблуждение, что кто-то получит доступ к данным компании при размещении в облаке. На самом деле, информация принадлежит исключительно вам, и никто кроме вас к ней доступа не имеет. Microsoft предоставляет только инфраструктуру и сервис, но не становится владельцем ваших данных. К тому же вся информация хранится в зашифрованном виде.

В Евросоюзе очень жесткие правила работы с информацией. Есть множество нормативов, процедуры сертификации ЦОД, независимые проверки на соответствие требованиям и регулярный аудит. Microsoft регулярно проходит проверки, отчеты о результатах публичны и доступны для клиентов.

Третий — возможность вернуться из облака. Здесь пользователя беспокоит оплата услуг. Что, если завтра не будет денег? Если у вас пару дней нет возможности заплатить — это не значит, что вы потеряете данные или доступ к ним. У вас есть 30 дней, чтобы оплатить аренду или забрать свои данные. Этот механизм четко прописан в процедуре, и опасения о том, что что-то "пропадет", беспочвенны.

По сути, облачные технологии позволяют взять в аренду современное оборудование на выгодных условиях с возможностью быстро увеличивать или уменьшать объем потребляемых услуг. Также можно арендовать инфраструктуру на короткий срок и протестировать. Не понравилось — выключить и больше не возвращаться к этому.

Еще один весомый аргумент в пользу облака — мобильность. Во многих прогрессивных компаниях даже рабочих мест как таковых нет. Есть небольшое офисное пространство, захотел прийти в офис — приходи, садись на любое место, работай. Не захотел — работай в кафе, дома, в пути, и даже в другой стране. При этом вы или ваш сотрудник располагает теми же инструментами, что и в офисе. Более того, благодаря облачному размещению ваши бизнес-приложения (будь то 1С, CRM, ERP или другая система) всегда у вас под рукой, и вы можете в них работать даже на смартфоне.

В Украине к мобильности относятся пока с опаской: у нас еще работает стереотип "если человек сидит в офисе с девяти до шести — он работает и все под контролем". Но позитивная динамика в этом вопросе среди клиентов Innoware заметна.

Большинство клиентов уже так или иначе используют облачные сервисы Microsoft. За последние три месяца к нам обратились трое наших клиентов с вопросом обновления существующих систем, и все рассматривают переход в облако. Также за аналогичный период более 10 новых компаний выбрали облачные сервисы как основную платформу для бизнеса.

Таким образом, доля пользователей облака стремительно растет как среди существующих, так и среди новых клиентов.