НБУ курс:

USD

41,37

+0,09

EUR

43,63

--0,02

Наличный курс:

USD

41,69

41,63

EUR

44,19

44,00

Зачем платить за контент и что дает его легальное потребление 

Качественный кино-сериальный продукт не может быть бесплатным. Логично и правильно платить за него. Это практикуется за границей, где соблюдается авторское право, а пиратство наказывается законом. Украина в этом вопросе тоже начала прогрессировать
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Платный контент — словосочетание, которое даже сегодня может вызвать удивление у среднестатистического потребителя, не привыкшего платить за то, что раньше было условно бесплатным.

Три или четыре телеканала — столько их было в свободном доступе к просмотру в советское время. Изо дня в день люди включали телевизоры, выбирая между новостями и несколькими сильно приевшимися телепередачами — те же форматы, те же лица на экранах, все та же цензура и запрет иностранного контента.

Но прогресс не стоит на месте, и украинский рынок телевидения переживает очередной виток своего развития, открывая новые возможности для современных потребителей. Пройдя через этап эфирного ТВ, мы постепенно пришли к более современным способам получения и потребления контента.

Сейчас зрителям предлагается несколько вариантов легального получения доступа к телевидению — цифровой, кабельный и спутниковый. И если с первыми двумя все стабильно и пока неизменно, то абонентов спутникового телевидения совсем скоро ожидают большие и качественные изменения — кодирование спутникового сигнала, которое состоится 20 января 2020 года. 

На сегодняшний день популярные и рейтинговые украинские телеканалы доступны абонентам спутника в открытом доступе, но такое вещание имеет ряд минусов, устранить которые возможно с помощью кодирования. К примеру, "открытые" каналы могут просматривать абоненты на территории соседних стран, что неправильно с точки зрения прав интеллектуальной собственности, ведь сигнал должен подаваться по четко заданной географии покрытия, а его бесплатный прием другим государством по сути является нарушением прав. При таком вещании украинские правообладатели недополучают прибыль за просмотр контента, которая могла бы оказать существенное влияние на развитие телевизионной индустрии в Украине и непосредственно отразится на качестве новых украинских tv-продуктов. 

Немаловажным также остается пиратство контента внутри страны. Сейчас, когда вариантов для легального и недорогого просмотра телевидения много, например, при помощи интернет-tv и различных интернет-платформ, в частности, IРТV, ОТТ или приложений для просмотра мобильного видео, некоторые зрители выбирают использовать его нелегально или, другими словами, пиратить. В таком случае они смотрят тот контент, который могут найти в бесплатном доступе — зачастую он низкокачественный или несоответствующий.

Несмотря на пиратов, спрос на качественное телевидение ощутимо вырос, и в том числе из-за запрета трансляции российского кино и сериального продукта. Он дал большой толчок к развитию украинского кинематографа и сериального производства. Приятно отметить, что даже за последних несколько лет количество успешных продуктов made in Ukraine, которые попадают на телеэкраны, уже существенно увеличилось, а рекордные кассовые сборы украинских фильмов, которые идут в кинопрокате, показывают большое желание зрителя получить именно качественный оригинальный контент. Такой растущий спрос дополнительно стимулирует развитие украинского рынка Pay TV: к примеру, с 2017 года по 2018 год количество абонентов рынка платного телевидения увеличилось с 4,7 млн до 5,1 млн, а в начале 2020 года, по нашим расчётам, эта цифра вырастет до 6,5 млн абонентов. 

Но в связи с этим прогрессом и увеличением ассортимента возник вопрос того, что для удовлетворения потребности всех возрастных категорий во всех жанрах нужно производить очень много контента. И очевидно, что для его производства нужны средства, поэтому его трансляция и вещание не могут быть бесплатными.  

За границей вопрос легального просмотра контента давно закрыт, а вам наверняка знакомы такие названия, как Netflix, Hulu, Amazon Prime Video и многие другие. В Украине проблема ситуации с культурой потребления контента обстоит иначе. Радует то, что спрос формируется, контент производится, свои VOD-площадки, например, такие как 1+1 video, MEGOGO и другие, развиваются. Количество подписчиков у них, конечно, пока не сравнимо с международными платформами, но сам факт заинтересованности отечественного потребителя в получении контента легальным путем уже радует. Однако правообладателям и государству еще не один год предстоит прививать привычку платить за контент. 

И наша роль в этом процессе роста — одна из ключевых. Производители, медиагруппы, провайдеры — мы все несем ответственность за то, что зритель видит на экране. Но для того, чтобы исходящий от нас контент был разнообразным, информативным и интересным, необходимы большие инвестиции, что для многих потребителей пока, к сожалению, является чем-то удивительным. С учетом расходов на производство контента и происходит ценообразование телевизионных и интернет-тарифных пакетов, которые потом уже на выбор за плату предлагаются абоненту.

Здесь важно понимать, что стоимость подписки вполне подъёмная для украинцев, и все жалобы на повышение тарифов провайдеров, по сути, беспочвенные: в среднем, цена варьируется от 60 до 280 грн за месячный доступ к контенту, и, к слову, является наименьшим показателем в мире. В Соединенных Штатах Америки, например, базовая месячная подписка на TV-услугу одного из крупнейших кабельных провайдеров, Comcast Corporation, стоит от $13.50, что не сопоставимо с нашими тарифами. При этом один рекламный блок на американском телевидении занимает около 18 минут эфира, в то время как в Украине в два раза меньше — не более 9 минут. Преимущества украинского TV налицо: тарифы ниже, рекламы меньше.

Для того, чтобы у читателей сформировалось более четкое понимание ценности и важности легального потребления контента, могу привести простой бытовой пример. Допустим, вы запланировали приготовить вкусный ужин для всей семьи. Что для этого нужно? Вам необходимо зайти в магазин, выбрать продукты и, конечно же, расплатится на кассе. Можно провести аналогию с платным телевидением: вы хотите всей семьей посмотреть что-то по телевизору дома после ужина. Представьте себе, что телевизор — это тот же магазин, в котором есть много интересных продуктов, и чтобы получить эти телевизионные продукты, вам нужно заплатить, все просто. И чем лучше и качественней продукт — тем он дороже стоит, не так ли?

Недавно Госстат опубликовал результаты исследования расходов украинцев — согласно ему, ежемесячно среднестатистическая украинская семья тратит около 270 грн на кондитерские изделия, примерно ещё столько же − на безалкогольные напитки. Но, в то же время, не готова заплатить за ТВ-подписку с доступом к качественному контенту, которая стоит примерно так же, а вместо этого — скачивает его из интернета из непроверенных источников.  

Молодое поколение, которое выросло преимущественно на иностранном адаптированном и качественном украинском контенте, и даже самостоятельно создает его, отчетливо понимает, что каждая минута готового киносериального продукта − это результат работы команды людей и финансовые затраты на производство, поэтому вполне логично и правильно заплатить за него деньги. Такая модель уже много лет практикуется заграницей, где авторское право соблюдается так же, как и любое другое право, а пиратство преследуется и наказывается законом. Украина в этом вопросе тоже начала прогрессировать: привлечение пиратов к ответственности и присуждение им немалых штрафов за незаконную трансляцию каналов без договоров с правообладателями перестало быть чем-то из разряда детских страшилок — теперь это вполне закономерный итог неправомерных действий.

Сейчас, когда украинский рынок платного телевидения перешел в фазу активного и динамичного развития, производители должны вести активный диалог с потребителем о том, почему контент не может быть бесплатным, а платить за него — это такое же логичное действие, как покупка товара или оплата услуги.

В свою очередь, зритель должен взаимодействовать и содействовать с правообладателем в вопросах легального потребления, особенно учитывая, что сейчас есть абсолютно все для того, чтобы смотреть TV легально: десятки кабельных, ОТТ и IPTV провайдеров с разными ценовыми предложениями для любого кошелька, кинотеатры, возможность раннего доступа к фильмам, показ которых только закончился в прокате — сейчас по телевизору можно увидеть прокатное кино всего спустя 3-5 месяцев после премьеры в кино, а через ОТТ-платформы — буквально сразу после завершения проката.

Молодое поколение должно на простых примерах, объяснять важность преимущества наличия платной подписки и платы за контент, а также оказывать поддержку более взрослым. Только такие системные и консолидированные действия с разъяснением важности платы за использования интеллектуальной собственности помогут сформировать культуру платного потребления у нас в стране.