Закон о медиа: что думают украинские конкуренты Netflix о нововведениях?

Фото:ua.news
Фото:ua.news
Народные депутаты хотят не только регистрировать стриминговые сервисы в Украине, но и ввести для них квоты на национальный продукт

Новый закон о медиа, который разрабатывается комитетом гуманитарной и информационной политики Верховной Рады совместно с Министерством культуры, обсуждают уже три недели. Большинство СМИ делают акцент на тех статьях закона, которые касаются непосредственно их работы — новых принципов и стандартов распространения новостей, ответственности за дезинформацию, защиты несовершеннолетних от опасной информации.

Однако новый законопроект замахнулся на контроль не только традиционных медиа (телевидение, радио и пресса). Он также коснется работы стриминговых сервисов, которые последние годы набирают популярность в Украине. Их закон о медиа определяет как "нелинейные аудиовизуальные медиа".

В частности, по словам главы комитета по гуманитарной и информационной политике Александра Ткаченко, парламент может ввести их налогообложение. "Мы предлагаем регистрацию в Украине. Эти платформы, если они зарубежные, не платят налоги в Украине, хотя имеют пользователей, которые платят им деньги. Куда идут налоги? Мы можем задать такой вопрос?", — заявил Ткаченко в комментарии LB.

Кроме того, по новым правилам может появиться и квота национального продукта на стриминговых платформах. "В Евросоюзе такая норма существует и, собственно, Netflix должен выпускать не менее 30% продукции, которая была произведена в ЕС. Тот же вопрос возникает и о языке. Украина на данный момент — не самый яркий рынок, чтобы провайдеры внедряли украинский язык, но мы этого хотим. Иначе эти провайдеры ограничатся в основном русским языком", — говорит нардеп.

Помимо известных на весь мир Netflix и Hulu, в Украине работают и свои стриминговые сервисы. Они используют технологию ОТТ — метод предоставления видеоуслуг через интернет, при котором видеосигнал передается от провайдера контента непосредственно на устройство пользователя (телефон, планшет, компьютер, приставку), часто без прямого контакта с оператором связи.

Корреспондент Delo.ua пообщался с двумя крупнейшими представителями ОТТ в Украине (OLL.TV и MEGOGO) и узнал, что в этих компаниях думают о нововведениях парламента. Так, директор Digital Screens (сервис интернет-телевидения OLL.TV) Борис Данилов отмечает, что относится к идее ввести налогообложение стриминговых сервисов позитивно. "Мы нормально относимся к налогообложению Украиной доходов, заработанных на ее территории. Это справедливо. Вероятно, что некоторые участники рынка, вынужденные выйти в правовое поле и уплатить все полагающиеся по текущему законодательству налоги, прекратят политику демпинга. В таком случае можно ожидать прирост их цен на сумму не ниже 20%", — говорит он.

По его словам, вопрос регистрации сервиса на территории Украины для их компании не актуален: "Мы работаем исключительно в правовом поле: регистрация согласно всем нормам законодательства, исключительно легальный контент, отчисление налогов в бюджет Украины, официальное трудоустройство сотрудников. Более того мы — единственный украинский сервис онлайн-телевидения, получивший национальную лицензию на вещание от Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания".

Не видит в законе большой проблемы для бизнеса также директор по маркетингу и стратегии MEGOGO Иван Шестаков. Он выступает за налогооблажение и подчеркивает — они, как украинский законопослушный сервис, так и поступают. "Но очень важно, чтобы эти правила были едиными для всех. В Украине доступно более 3000 видеосервисов, из них несколько легальных украинских и западных, таких как Megogo, Netflix и YouTube, а еще Facebook и Instagram со своими платформами. Почти все остальные тысячи сервисов — нелегальные. Правила должны соблюдать все. А кто не соблюдает должен стать недоступным на территории Украины. Чтобы не получилось, что этот закон — популизм и защита интересов только отдельного круга людей. Тогда этот закон точно не создается на благо Украины", — говорит он.

Шестаков добавляет: если закон применять выборочно, то есть риск, что западные сервисы уйдут из Украины, а процветать будут пираты, которые "не платили и не будут платить налогов". "Те же из легальных, что останутся, вынуждены будут поднять цены для пользователей и сильно проредят свои библиотеки — к сожалению, украинского контента у нас пока очень сильно не хватает. Но, конечно, любое повышение налогов и сборов влияет на конечную стоимость для пользователей", — отмечает представитель компании.

В Megogo также говорят, что вопрос с регистрацией в Украине для них не актуален — компания уже зарегистрирована в стране. "Если же речь идет о том, согласны ли мы на лицензирование, то без проблем, готовы, конечно. Мы работаем в легальном поле и нам нечего переживать. Лицензирование нужно для того, чтобы прекратить работу тех, кто не может лицензироваться и находиться в тени", — объяснил Шестаков.

Готовы в компании увеличивать и количество украинского контента, хотя жалуются, что его нет в достаточном количестве. "А тот, что есть, стоит запредельно дорого. Чем меньше и беднее рынок сбыта, тем дороже будет единица контента. Именно поэтому за все годы независимости Украины в прокате отбили затраты на производство всего несколько фильмов, — подчеркивает Шестаков. — И опять-таки, ладно мы. А что делать с YouTube и Netflix? На YouTube тоже должно стать 30% всего контента украинского производства? Откуда его столько? А Netflix сейчас бросится покупать за любые деньги украинские сериалы — это какие именно сериалы?".

Илья Требор, специально для Delo.ua