НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Дамоклов меч налоговых уведомлений-решений

Почему необходимо на законодательном уровне ввести запрет уголовного преследования за уклонение от уплаты налогов до окончательного согласования налоговых обязательств
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В конце 2015 года ко всем, кому не чужда страсть к деловой активности, пришла радостная весть о внедрении изменений в Налоговый кодекс. Однако бизнесмены быстро осознали, что в условиях радикально меняющегося налогового законодательства они попадают в "чистое поле", в смысле взаимодействия с государственной машиной. Сейчас даже профессиональным юристам, специализирующимся в вопросах налогового права, стало невероятно сложно отслеживать изменения в законодательстве, верно толковать их, а также прогнозировать практику их применения судами и контролирующими органами.

В таких условиях многократно увеличиваются риски совершения ошибок налогоплательщиками, а с точки зрения государства — нарушения ими законодательства. Налоговики очень любят пополнять бюджет за счет нерадивых предпринимателей, которым приходится смиренно платить бесконечные штрафы. Часто представители государства намеренно искажают объективные обстоятельства, называя нарушениями абсолютно правомерные действия плательщиков.

Если сотрудники налоговой выявят нарушения и доначислят налоговые обязательства в размере 1 млн 378 тыс. грн или более, у них возникнут основания для привлечения должностных лиц предприятия к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов по ст. 212 УК Украины. По этой статье сейчас нельзя лишить свободы, однако судимость и лишение права заниматься определенными видами деятельности на срок до 3-х лет, штраф в размере до 4 млн 250 тыс. грн и конфискация имущества представляют собой серьезную угрозу для имущественных интересов, карьеры и репутации любого человека.

В случае оформления налогового решения-уведомления на сумму больше указанной выше, следственные органы автоматически вносят ведомости о возможном совершении правонарушения, предусмотренного ст. 212 УК, в Единый реестр досудебных расследований. При этом вопрос о наличии умысла в действиях, которые стали причиной совершения налогового нарушения, не выясняется. Не принимается во внимание также факт обжалования налогового решения—уведомления плательщиком, а ведь согласно положениям ст. 56 НК Украины суммы налоговых обязательств считаются несогласованными до принятия окончательного решения по поданным плательщиками жалобам или искам.

Дискуссия между следственными органами и правозащитниками о правомерности инициирования досудебного расследования по ст. 212 УК Украины при условии несогласованности суммы налогового обязательства шла в Украине до 2013 года, пока в новой редакции не была изложена в ч. 1 ст. 56.22 Налогового кодекса.

До момента принятия изменений данная норма предусматривала запрет обвинения в уклонении от уплаты налогов на основании решения налогового органа, которое было обжаловано в административном/судебном порядке. Эта норма толковалась двояко: как запрет на вручение подозрения в рамках досудебного расследования, так и запрет возможности досудебного расследования в принципе. После появления новой редакции стало возможным предъявить подозрение в рамках досудебного расследования, т.е. косвенно подтвердив правомерность его открытия. Кроме того, после принятия Криминального процессуального кодекса от 13.04.2012 была исключена возможность обжаловать открытие уголовного дела, тем самым дополнительно ограничив возможности и инструменты налогоплательщиков для осуществления своей защиты.

Часть 4 ст. 212 УК Украины предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности для лиц, которые привлекаются по этой статье впервые, при условии оплаты суммы начисленных обязательств, финансовых санкций и пени. Если сказать проще, это мощный рычаг воздействия на бизнесмена, на которого заводится уголовное дело и судьба его "подвешивается" налоговиками на неопределенный срок. Плательщик может стать куда более сговорчивым, когда "процесс переговоров" сопровождается выемкой документов, допросами и моральным давлением. Бравые госслужащие, в свою очередь, по ходу дела все время намекают на то, что проблемы можно решить, достаточно пойти на компромисс с налоговой и выплатить некоторую сумму штрафов в обмен на освобождение от уголовной ответственности.

О злоупотреблениях следователей лучше всего свидетельствует статистика. По данным Генпрокуратуры Украины, в 2014 году налоговые милиционеры открыли расследование в 1902 уголовных производствах по умышленному уклонению от уплаты налогов, сборов и единого взноса по ст. 212 и 212 (1) УК Украины. При этом уведомления о подозрении были вручены только в 235 производствах, а до суда с обвинительным актом дошло лишь 49 дел.

Фактически в судебное разбирательство попало только 3% открытых производств по уклонению от уплаты налогов, сборов и единого взноса. Получается, что 97 % дел были открыты безосновательно

Одной рукой украинские власти пытаются строить государство на принципах демократии, а другой наполняют бюджет проверенными "дедушкой" Азаровым способами, шантажируя предпринимателей возможностью уголовного преследования.

Для устранения всех вышеуказанных злоупотреблений группа народных депутатов еще в ноябре 2015 года подала законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уголовного производства в налоговых отношениях и вопросам администрирования налогов и сборов", который обязывает следователей после начала досудебного расследования по ст. 212 и 212 (1) УК Украины проверять, является ли соответствующее налоговое решение — уведомление согласованным, противоправным, отмененным или оплаченным. При выявлении таких фактов уголовное производство должно закрываться в течение пяти дней. Принятие этого законопроекта является важным шагом в отказе государства от карательной модели налогового контроля. В противном случае, 2016 год обещает стать тяжелейшим испытанием для украинского малого и среднего бизнеса, которому придется выживать в условиях жесточайшей конкуренции, падения спроса на свою продукцию и, с другой стороны, — беспрецедентного давления налоговых органов, выполняющих любыми способами задачи правительства по наполнению бюджета страны.