НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Как аналитика поможет в реформировании налоговой службы

Руслан Костецкий, директор компании SAS Украина, о том, как анализ данных может помочь сэкономить на налоговой реформе
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Ни у кого не вызывает сомнения, что Украине необходима реформа существующей налоговой системы — это должно стимулировать экономические процессы в нашей стране и способствовать сбалансированной налоговой нагрузке на субъекты хозяйствования. Предложенные прошлым правительством изменения в налоговом кодексе впечатляют: сокращение числа налогов и сборов с 22 до 9 позиций, пересмотр налогообложения прибыли и фонда оплаты труда, упрощение администрирования налогов и т.д. Однако насколько это применимо к текущей ситуации в Украине?

Часть экономического потенциала страны утеряна, а значительная часть налогоплательщиков находится без работы. Как подсчитать, сколько налоговых деклараций будет подано в ближайший отчетный период? Или какой объем реальных недостач в части налоговых поступлений в госбюджет ожидается в текущем году? Для решения таких практических задач налоговикам пригодились бы продвинутые информационные технологии, связанные с оптимальным планированием ресурсов с помощью средств прогнозной аналитики и инструментов оптимизации. Аналитика в данном случае поможет определить основные факторы, влияющие на этот прогноз, и поддержать актуальность расчетной модели.

На мой взгляд, в условиях экономической стагнации и ограниченности внешних источников дохода необходимо обратить внимание на свои внутренние ресурсы, учиться оптимально их распределять, находить более удачные решения, чтобы выполнять свои задачи, или же и вовсе автоматизировать процесс принятия решений. Однако нужно учитывать тот факт, что госструктуры сегодня накопили самые большие объемы информации. Эти данные зачастую хранятся в разнородных ведомственных базах, значительная часть из них слабо структурирована и никогда в полном объеме не анализировалась, а между тем, посредством их обработки и интеллектуального анализа государство могло бы получать ценнейшую информацию о гражданах и организациях, заблаговременно выявлять явные и неявные тенденции, эффективно прогнозировать развитие любых макро- и микроэкономических ситуаций. В этом контексте налоговая служба, как показывает мировой опыт, может получить максимальный эффект от использования современных аналитических решений в своей повседневной деятельности.

Предложенные изменения в налоговой реформе, безусловно, необходимы, однако кроме дерегуляции, нужно помнить о внутреннем и внешнем мошенничестве, уклонении от уплаты налогов, не говоря уже о качестве самих данных, которые накопились у ведомства за многие годы. Это колоссальное количество информации, обработать которое невозможно вручную. Для решения подобных задач во всем мире применяются различные аналитические инструменты, которые не только помогают выявлять случаи мошенничества, но предсказать и оценить те или иные события до момента их наступления.

Обратимся к мировому опыту наших клиентов. Служба государственных доходов США и Налогово-таможенная служба Ирландии используют SAS для анализа информации об оплате налогов и незадекларированных доходов налогоплательщиков. Налоговая служба Великобритании, помимо увеличения уровня выявления мошенничества, применяя аналитику, сократила количество ложных срабатываний. Налоговое агентство Швеции при помощи углубленной аналитики увеличивает собираемость налогов, определяя профили риска — то есть тех, кто уклоняется от уплаты налогов и т.д.

Как работает аналитика в фискальном ведомстве? Приведу пример из нашей практики. Департамент налогов и таможни Эстонии каждый месяц получает около 25 тысяч налоговых заявок, которые требуют немедленной оценки по определенному набору критериев. Ранее ведомство применяло устаревшие методы обработки данных, которые не могли мгновенно адаптироваться под новые параметры риска и строить соответствующие модели. Применяя углубленную аналитику, эстонские налоговики могут обнаруживать риски в момент их происхождения и инициировать соответствующие проверки вовремя. Теперь ведомство способно анализировать в 5 раз больше данных, чем 5 лет назад. Это при том, что их количество с каждым годом лишь увеличивается. Кроме того, ведомству был нужен эффективный инструментарий для обнаружения подозрительной активности, избегая при этом проверок законопослушных налогоплательщиков. До внедрения углубленной аналитики эстонские налоговики тратили слишком много ресурсов на налогоплательщиков, которые не нарушали закон — на это уходило 70-80 % всех проверок. Сегодня, применяя продвинутую аналитику, они могут проводить качественный анализ, обнаруживая мошенников в 80-90 % рассматриваемых заявок. Налоговая служба Эстонии отмечает значительную экономию времени и прочих ресурсов, а также повышение эффективности принятых решений, которые теперь основываются на качественных данных, а не на догадках и предположениях.

Я убежден, что аналитические инструменты не менее важны для стабилизации налоговой системы Украины, и что их можно ставить на один уровень важности с вопросами дерегулирования. Мы уверены, что государственные структуры Украины стоят на пороге массового использования аналитики, в которой они нуждаются. Если пионерами были банки и телекоммуникационные компании, то сейчас на уровне государства все чаще возникает потребность в полноценных аналитических платформах — для этого у нас есть высококачественный инструментарий, а также мировая экспертиза.