Как получить право на налоговый компромисс

Эксперты EY объяснили механизм применения налогового компромисса

17 января 2015 года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств с налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса" № 63-VIII.

Закон определяет налоговый компромисс как режим освобождения от юридической ответственности за занижение налоговых обязательств с налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость и, в частности, устанавливает следующий порядок применения налогового компромисса:

Налоговый компромисс применяется с учетом сроков давности (1095 дней) к правоотношениям, возникшим до 1 апреля 2014 года.

Налоговый компромисс реализуется путем представления уточняющих расчетов, в которых определяется сумма завышения расходов по налогу на прибыль предприятий и/или сумма завышения налогового кредита по НДС. Вместе с уточняющим расчетом подается перечень (описание) хозяйственных операций, по которым произведено уточнение показателей налоговой декларации. Такое уточнение не влияет на размер налоговых обязательств контрагентов налогоплательщика.

Сумма заниженного налогового обязательства уплачивается в размере 5%, тогда как 95% считаются погашенными, штрафные санкции не применяются, пеня не начисляется.

Представление уточняющего расчета возможно как за периоды, по которых была проведена документальная проверка, так и за периоды, в отношении которых проверка не проводилась.

Представление уточняющего расчета за проверенные периоды, скорее всего, не должно быть основанием для проведения внеплановой документальной проверки. Представление уточняющего расчета за непроверенные периоды может быть основанием для проведения документальной внеплановой проверки исключительно по вопросам, касающимся процедуры достижения налогового компромисса.

Решение о проведении такой проверки принимается в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета. По ее результатам контролирующий орган:

  • принимает налоговое уведомление-решение в случае выявления нарушений налогового законодательства (уплата денежного обязательства в таком случае осуществляется в размере 5% выявленного занижения), или
  • составляет справку в случае отсутствия таких нарушений, что подтверждает правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете. День получения соответствующей справки или налогового уведомления-решения считается днем согласования налогового обязательства.

В случае административного и/или судебного обжалования налогового уведомления-решения, принятого по результатам проверки в рамках процедуры достижения налогового компромисса, налоговый компромисс не применяется.

Процедура налогового компромисса распространяется также на несогласованные суммы
налоговых обязательств, определенных в налоговых уведомлениях-решениях, относительно
которых длится процедура судебного и/или административного обжалования. В данном
случае достижения налогового компромисса осуществляется по заявлению налогоплательщика в письменной форме в контролирующий орган.

Налоговый компромисс возможен в случаях, когда начата документальная проверка или составлен акт по результатам такой проверки.

В рамках налогового компромисса должностных лиц плательщиков налогов не применяется административная и уголовная ответственность за занижение налоговых обязательств.

Налогоплательщики имеют право инициировать применение налогового компромисса в течение 90 календарных дней со дня вступления в силу Закона (то есть до 16 апреля 2015 года включительно).