Бизнес с участием нескольких сторон родственников юридически оформляется путем создания юридического лица либо регистрацией одного из родственников физическим лицом-предпринимателем и последующее определение им остальных родственников в качестве работников или помощников.
Если при регистрации юридического лица все относительно понятно, так как доли и распределение дохода указывается в уставных документах, а также может быть дополнительно указано в договоре распределения дохода либо в ином другом договоре, то с оформлением родственников у физического лица-предпринимателя все не так просто.
Физическое лицо-предприниматель избравшее упрощенную систему налогообложения должно оплатить единый социальный взнос в размере 34,7% от суммы, определяемой такими плательщиками самостоятельно для себя и членов своей семьи, принимающих участие в предпринимательской деятельности, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса за каждое лицо. С одной стороны размер единого социального взноса не так и велик, но с другой стороны, возникает необходимость доказывать контролирующим и проверяющим органам, что родственник (член семьи) принимает участие в бизнесе (предпринимательской деятельности) и не является не оформленным наемным работником. Поэтому, при определении статуса члена семьи в предпринимательской деятельности, физические лица-предприниматели отдают предпочтение наемным работникам, или же "неофициальной" помощи со стороны родственников.
В случае развода семейной пары, согласно ст. 60 Семейного кодекса Украины имущество, приобретенное супругами за время брака, принадлежит жене и мужу на праве общей совместной собственности независимо от того, что один из них не имел по уважительной причине (обучение, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, болезнь и т.п.) самостоятельного заработка (дохода).
В соответствии со ст. 61 Семейного кодекса Украины, объектом права общей совместной собственности супругов может быть любое имущество, за исключением исключенного из гражданского оборота. Объектом права общей совместной собственности является заработная плата, пенсия, стипендия, другие доходы, полученные одним из супругов.
Судебной палатой по гражданским делам ВСУ было сделано правовое заключение о том, что в случае передачи супругами своего общего имущества в уставный фонд частного предприятия, участником которого является один из супругов, имущество переходит в частную собственность этого предприятия, а у другого из супругов право собственности на имущество (т.е. вещное право) трансформируется в право требования (обязательственное право), сущность которого заключается в праве требования выплаты половины стоимости внесенного имущества в случае раздела имущества супругов или право требования половины полученного дохода от деятельности предприятия, или половины имущества, оставшегося после ликвидации предприятия.
Так, к примеру, если один из супругов открыл пекарню, зарегистрировал юридическое лицо и сформировал уставной капитал из имущества, которое находится в совместной собственности обоих супругов, то в случае развода, независимо от фактической работы второго из супругов в бизнесе, он имеет право на половину стоимости имущества, которое было внесено, либо на половину дохода такой пекарни.
В случае регистрации одного из супругов физическим лицом-предпринимателем для открытия парикмахерского салона и оформления второго из супругов наемным работником, необходимо помнить, что для последующего раздела бизнеса сохранность документов, позволяющих засвидетельствовать участие в бизнесе весьма немаловажна. Заработная плата, которая будет официально выплачиваться одному из супругов также относится к объектам общей совместной собственности и поэтому, чтобы не уровнять полученную заработную плату с общим доходом от бизнеса, необходимо иметь документацию подтверждающую, что развитие и управление бизнесом было осуществлено за счет совместных средств.
Также, возможен семейный бизнес, когда доли участия каждого из супругов определены в уставе созданного ими предприятия, в договорах распределения дохода предприятия либо количеством акций "на руках" у каждого из них, что позволяет контролировать общий доход и минимизирует потери в случае возможных разногласий в вопросах ведения бизнеса, ведь мировая история знает большое количество компаний, которые развивались с семейного бизнеса и достигая вершин ломались или разделялись из-за разногласий родственников.
Поэтому хотелось бы резюмировать, что с целью минимизации возможных рисков при разделе бизнеса необходимо сохранять документацию подтверждающую ведение бизнеса за счет именно общего имущества супругов.