Ключевая проблема украинских реформ — в том, кто их пишет

Преступнику никогда не дадут переписывать Уголовный кодекс. Вегетарианец не сможет составить меню для мясного ресторана. Почему же мы думаем, что ГФС может заниматься упрощением налогообложения?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сейчас многие эксперты говорят о последствиях правительственных реформ, если вдруг они будут приняты парламентом. Для меня, как для предпринимателя, предложения Кабмина кажутся фантастическими по неадекватности текущей ситуации в экономике Украины. Живя в XXI веке, имея перед глазами Японию, Южную Корею, Германию с их стремительным ростом в середине прошлого века, Грузию, Прибалтику, Польшу, Словакию, прорвавшихся в новую экономику уже в наше время, имея книги великих реформаторов всех времен и народов — взять и предложить такой унизительный для своего народа документ. На что это правительство надеется?

Нет, "на что надеется" — это неправильный вопрос. Перед тем, как мы рассмотрим, чем же грозят Украине правительственные реформы, давайте постараемся разобраться, кто конкретно и почему таким путем "реформирует" нашу страну.

После приходя к власти Яценюка было создано несколько рабочих групп, которые активно занялись разработкой экономических реформ. Эти группы работали при Министерстве экономики, при Министерстве финансов. Активисты общественных организаций направляли свои предложения и в эти министерства, и в аппарат президента. Но все предложения рабочих групп были проигнорированы. Обществу был предложен пакет реформ авторства Государственной фискальной службы. После резкой критики экспертного сообщества глава ГФС Игорь Билоус пытался отрицать авторство, но шило в мешке не утаишь. Реформы готовили налоговики.

Основной месседж, который мы читаем в правительственной реформе — "пусть все останется так, как есть"! Поэтому вводятся фантастические по наглости методы отъема денег — НДС-счета, 30% налоги для физлиц, вмешательство в частную жизнь, всеобщие декларации с электронными ключами. Работники налоговой службы настолько оторвались от реальности, что сами поверили в то, что они смогут ввести НДС-счета. Они не понимают, что в Украине это сделать невозможно просто технически.

Есть и второй вариант: они понимают, что такое внедрить невозможно, и намеренно нам подкидывают "сюрпризы под елку", чтобы потом, отказавшись, "пойдя на встречу трудящимся", остаться в том положении, которое есть сейчас. А что есть сейчас?

Во-первых, налоговую службу никто не контролирует. Это звучит парадоксально, но ни Министерство экономики, ни Министерство финансов не могут проконтролировать деятельность ГФС. Согласно постановлению Кабинета министров, ГФС подчиняется Кабмину, т.е. непосредственно Яценюку.

Во-вторых, задачи, которые выполняет налоговая служба, остаются неизменными с момента ее создания. Наполнение бюджета — это второстепенная задача самого закрытого органа исполнительной власти. Основная задача — организация денежного потока "мимо бюджета в карман Януковича-Азарова", с которой Клименко прекрасно справлялся. Теперь Азарова сменил Яценюк, место Клименко занял Билоус, а вся остальная команда осталась та же (!!!). Все 22 генерала налоговой милиции остались "в деле". Налоговые ямы продолжают генерировать денежный поток, фиктивный НДС продолжает возмещаться, а нефиктивный НДС возмещается преимущественно своим. Все как и раньше.

Интернет пестрит разоблачениями налоговых милиционеров, нас уже не удивляют миллионные состояния "мытарей". Но самое страшное — именно эта служба и является автором экономических реформ.

Как вы думаете, какие реформы может предложить налоговый милиционер? Вы думаете, там будет хоть строчка про экономический рост? Про свободу предпринимательства? Про инвестиционную привлекательность? Улучшение бизнес-климата? Нет, друзья мои, там может быть только то, что нужно для коррупционной репрессивной машины.

Ведь, с одной стороны, налоговики должны бороться с "теневыми" потоками, без которых в текущей ситуации не могут обходиться предприниматели. С другой стороны — именно теневые средства образуют тот поток, для которого нынешняя ГФС и создавалась трехглавым драконом Азаров-Клименко-Захарченко. Кстати, все эти три персонажа в свое время работали именно в налоговой милиции.

В результате этой напряженной внутренней борьбы "бороться с тенью" vs "управлять тенью" господин Билоус и премьер-министр Яценюк выбрали второе. Им показалось как-то глупо нарушать работу такого идеального механизма.

Общественные организации провели два форума: один посвящен НДС-счетам, второй — всей налоговой реформе. Эксперты не оставили камня на камне от правительственных предложений. Самыми точными и острыми были высказывания народного депутата Александра Кирша: "засыпать налоговые ямы честными налогоплательщиками", "26 лет в бухгалтерии — и такого непрофессионализма я еще не видел", "авторы налоговой реформы — на зарплате у Путина?!". Известный общественный деятель, лидер Гражданской платформы "Нова Країна" Валерий Пекар назвал первые два ряда, в которых сидели представители ГФС, расстрельными рядами... если они во время не опомнятся.

Перед тем как сделать небольшой обзор правительственных предложений, давайте задумаемся, почему никто не говорит о реформе ГФС? Мы слышим о реформе Министерства обороны, Министерства здравоохранения, Министерства экономики, но мы ничего не слышим об изменениях в той структуре, которая является лицом государства перед всеми налогоплательщиками. Это та структура, в которой только за один последний год разворовано 70 млрд грн НДС, о чем открыто заявляет ее руководитель. При этом ни один сотрудник ГФС не был уволен. Наоборот, правительство требует для ГФС новых полномочий! Для сравнения — министр оборонного ведомства Полторак просит всего 50 млрд на следующий год.

Но вернемся к правительственной реформе. Основное ее содержание — увеличение налоговой нагрузки и усиление репрессивных методов сбора дани. Налогами это назвать трудно, потому что это и сейчас не платят, и в будущем платить не будут.

Для простых граждан предлагается ввести налог на всю недвижимость. Любой гражданин будет обязан платить 24 грн за квадратный метр в год. Маленькая квартирка или домик пенсионера площадью 40 кв. м обойдется почти в 1000 грн для обладателя этой недвижимости. Земельный налог увеличивается в 3 раза. Сбор при покупке валюты увеличивается в 4 раза. Вводится прогрессивная шкала налогообложения доходов. Ликвидируется банковская тайна и налоговикам дается право на ничем не регламентированную проверку граждан.

Для бизнеса сюрпризы не менее приятные — налогообложение коммерческой недвижимости, кассовые аппараты, право налоговой снимать со счета деньги без решения суда, расширение перечня оснований для проверок, ограничение сумм при расчетах наличными и пр. И, самое главное — это введение НДС-счетов, запрет которых специально записали депутаты ВР в коалиционном соглашении.

Государственная фискальная служба, по словам ее руководителя, "ведет переговоры с бизнесом", "идет на компромисс с предпринимателями". Вам это ничего не напоминает? С кем обычно ведут переговоры? Налоговые террористы захватили власть в стране и ведут переговоры с гражданами этой страны. Что обычно случается с теми, кто идет против воли народа?

Господа Яценюк и Билоус, спросите у Януковича!