Крупный и малый бизнес не конкуренты, а партнеры — Тамара Савощенко

Экосистема малого и среднего бизнеса глазами CEO крупного игрока банковского сектора. Диалог с ментором конкурса CEO4U, председателем правления UniCredit Bank Тамарой Савощенко

Тамара Савощенко с UniCredit уже 23 года. Она начала свою карьеру здесь в 1993 году. Но несмотря на столь долгий срок работы на одном месте, она считает, что ей неимоверно повезло. Ведь согласно ее принципам, работать там, где не интересно, Тамара не будет. Когда все изучено и прощупано, становится скучно. Вряд ли так можно сказать о председателе правления банка. Тамара — успешный профессионал, который борется со стереотипами в менеджменте. Своими наработками Савощенко готова делиться с предпринимателями, чтобы понять, как устроен малый бизнес изнутри.

Почему инвестируете свое время в CEO4U?

Этот проект — возможность на практике понять потребности и проблемы конкретного предприятия и сделать какие-то реальные, практические шаги для развития малого и среднего бизнеса.

С позиции СЕО банка не всегда можно глубоко заглянуть в бизнес своего клиента. Но малому бизнесу хочется помочь, и я уверена — нам есть что предложить. Досадно, что на банки смотрят преимущественно как на источник кредитного ресурса, желательно — дешевого. Но при грамотном подходе к построению партнерства "банк-клиент" можно получить гораздо больше пользы для обеих сторон, чем от простого кредитования. У нас есть успешные примеры такого сотрудничества.

Бизнесу сейчас не хватает одного — государственной поддержки. Нужны не столько материальные вливания, сколько благоприятный инвестиционный климат. Понятные и прозрачные условия и правила игры.

У вас есть опыт менторства?

За время работы в UniCredit у меня был опыт менторства, причем я была как в роли ментора, так и mentee (т.е. подопечным ментора). Позиция СЕО предполагает элементы менторства в ежедневной работе. Ведь плох тот СЕО, который не знает, как функционирует его компания: в моем случае это все направления бизнеса, поддержка, логистика, IT... СЕО, который не знает, как работает его банк, — это повар за штурвалом самолета: он априори догадается, в какой стороне небо, но взлететь туда вряд ли сможет. Но менторство — это не игра в одни ворота, это скорее сотрудничество, так как ты не только делишься своими знаниями, опытом, временем, но и очень много получаешь от человека, с которым работаешь.

Что вы вынесли для себя из этого опыта?

Вы знаете, мне это очень интересно. Я и сейчас участвую в менторинг-проекте в роли ментора одного из руководителей подразделения розничного бизнеса. Из этого опыта я вынесла две основные вещи: во-первых, делится опытом, знаниями — это очень здорово, а во-вторых, на какой бы ты ни был позиции в компании, тебе всегда есть чему учиться.

Я хотела бы, чтобы мои знания пригодились тому, с кем я буду работать, и ожидаю, что узнаю что-то новое и смогу это применить в своей сфере.

Чему крупный бизнес может научить малый?

У крупного бизнеса больше опыта и экспертизы в тех вещах, о которых малый часто даже не задумывается. Это оптимизация процессов, комплаенс, международные стандарты отчетности, развитие IТ-технологий. В таких вещах малый бизнес действует ситуативно и интуитивно. Традиционно в нашей стране у МСБ основные усилия направлены на борьбу за выживание, поэтому на другое зачастую нет ни времени, ни ресурсов.

Если говорить о том, чему может поучиться крупный игрок, то малый бизнес традиционно силен своей креативностью, способностью адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды и особо трепетным отношением к клиенту.

Есть ли возможность адаптировать модели, которые работают в крупном бизнесе, под потребности малого?

Зависит от отрасли. Возможность, конечно, есть, но главное — не стремиться перенести в малый бизнес то, что крупный считает правильным для себя. Нужно внедрять то, что действительно необходимо, и делать это очень осторожно, адаптируя модели под конкретные потребности малого бизнеса. Не стоит думать, что если сделать то же самое, что и в крупном, только в меньшем объеме, всем будет счастье. Это не сработает.

Какие трудности видите в этом взаимодействии?

Самое важное для такого проекта — это желание достичь конкретного результата. И еще — открытость всех участников. Без этого невозможно погрузиться в детали, понять, что действительно нужно.

Почему в принципе важно для страны развивать малый бизнес? Зачем это государству?

Основа экономики любой успешной страны — малый и средний бизнес. В Украине по разным оценкам МСБ дает нам 5-9% ВВП. В Америке и Европе этот показатель куда выше, порядка 50% и 90% соответственно.

Что это им дает? Достаточно посмотреть на ВВП на душу населения в этих странах и в целом на стандарты жизни и труда. В Германии почти три с половиной миллиона мелких и средних фирм, на которых занято свыше 70% всех работающих. А в Италии, родине UniCredit, на МСБ приходится примерно 95% национального дохода.

С учетом теневой экономики каждый третий житель нашей страны занят именно в малом бизнесе, да и вообще в мире две трети рабочих мест создаются за счет малого предпринимательства. Но у нас большой удельный вес теневой экономики.

Я считаю, что бороться с теневой экономикой нужно не драконовскими методами, а созданием благоприятного экономического и инвестиционного климата. Нужно сделать так, чтобы было невыгодно работать в тени.

Сейчас сложилась хорошая ситуация для того чтобы изменить все к лучшему. Банки хотят работать с малым и средним бизнесом, он же нуждается в достаточно дешевом кредитном ресурсе и в поддержке банков. Есть обоюдный интерес друг к другу. Просто нужно выработать взаимоприемлемые модели сотрудничества, когда все получат выгоду.

Каждый ли малый бизнес должен стремиться стать средним, крупным?

Пословицу "плох тот солдат, который не мечтает стать генералом" еще никто не отменял. Но в данном случае я бы ее не применяла. Конечно, стремиться к росту надо всегда, но малый бизнес — это другая экосистема. Мне кажется, не нужно малому и среднему бизнесу становиться большим. Важно найти сегмент, нишу, в которой будет комфортно. Конечно, можно вдохновляться примерами, когда крупные компании вырастали из маленьких мастерских, но это скорее исключение из правил.

Есть ли точки, где они конкурируют?

В формате взаимоотношений малый, средний и крупный бизнес скорее партнеры. Они конкурируют с точки зрения лояльности клиента, но покрывают разные потребности.

Вы можете регулярно покупать продукцию крупной швейной фабрики, но, когда вам захочется чего-то особенного, вы, скорее всего, закажете индивидуальный пошив. Например, я могу кондитерские изделия купить в "Ашане" или "Сильпо", но если мне хочется необычного, всегда покупаю у малого предпринимателя — девочки, которая делает восхитительные торты и выпечку на заказ. Иными словами, я целевой сегмент и там, и там, но покрывают они разные мои потребности.

Каковы ваши критерии выбора предпринимателя?

Брать по отраслевому признаку, наверное, слишком просто. Мне ближе всего IT, сфера услуг и легкая промышленность. Мне кажется, у этих отраслей огромный потенциал. Если говорить о профайле самого предпринимателя — люблю людей, одержимых тем, чем они занимаются. С такими людьми и работать приятно, и результат всегда будет. Интересует и социальное предпринимательство. Как правило, именно в нем много вдохновленных людей.

Кроме экспертизы и прямого продукта банка, чем вы готовы поделиться с предпринимателями, если они вас зажгут?

Я человек эмоциональный, и если зажгут, мы готовы учредить что-нибудь интересное. Партнерство, гранты...