Совсем недавно мы отметили третью годовщину начала Революции достоинства. У многих сегодня возникает вопрос: добились ли мы того, за что боролись? Модно считать, что реформы провалены и "зрада" торжествует. Тем не менее, я остаюсь осторожным оптимистом, поскольку движение в нужную сторону продолжается, несмотря ни на что.
"Зрадофилы" сетуют, что "никто не "сидит" — а, мол, надо бы "всех". Особенно после е-деклараций. Но за это ли мы боролись? Люди на Майдане стояли против коррупции и произвола власти. Причем характерно, что в отличие от протестов 2004 года, основным лозунгом была именно перезагрузка системы, а не наказание конкретных "бандитов".
Проблема ведь не в отдельно взятых гражданах, которые берут и вымогают взятки, а в системе, основой которой пока остаются коррупционные нормы, позволяющие им этим заниматься. Под эти правила игры и люди подбираются соответствующие. Хуже того, по правилам "системы", эти самые люди имеют возможность формировать нормы под себя, чтобы сохранить и расширить свои возможности — например, до этого года включительно налоговая у нас имела решающий голос во всех реформах налогового законодательства, а то и просто выписывала нормы сама "под себя".
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaПоэтому пока сохраняется старая система, коррупция будет процветать, сколько ни меняй персонал и сколько ни "сажай". Революция достоинства достигнет своих целей только тогда, когда законодательство будет в основном очищено от тех норм, которые допускают произвол (дискрецию), а исполнители, потенциально заинтересованные в таких нормах, будут жестко отделены от процесса выработки и принятия решений. Вот тогда оставшихся беспредельщиков уже реально будет "пересажать всех".
Для этого на замену коррупционным законам должны прийти "антикоррупционные". Но это не те, которые строже карают нарушителей — они в этой системе неизбежно становятся жертвами такого же избирательного применения (а значит, и коррупции), поскольку невозможно "посадить" всех, кто этого заслуживает. Речь идет о создании условий, при которых нарушать, с одной стороны, и вымогать взятки под угрозой применения закона — с другой, попросту не получится; либо, по крайней мере, невозможно будет наказать невиновного и сквозь пальцы посмотреть на нарушение со стороны "нужного" человека.
Чтобы уяснить разницу в подходах, сравните полицейского, который ловит водителей, заезжающих под "кирпич", и бетонный блок, который в принципе не позволяет заехать в запрещенную зону. То есть, чтобы победить коррупцию как явление, нужно добиваться по возможности полной однозначности норм и прозрачности их применения — даже в ущерб другим соображениям, например, теоретической "справедливости" или гибкости, поскольку любые возможности для "договорняка" в наших условиях работают на пользу коррупции и против интересов общества, а, значит ни о какой справедливости речь не идет. Только тогда можно надеяться на реальные успехи в преодолении коррупции.
Конечно, только наивные люди могли мечтать, что победив клептократию Януковича, мы одним махом избавимся и от коррупции. Как и любая настоящая революция по своей природе, Майдан сам по себе создал только условия для запуска процесса достижения своих стратегических целей — в частности, структуры гражданского общества, такие как РПР и другие подобные объединения, а также некоторые предпосылки для того, чтобы их наработки учитывались правительством. Как результат, впервые за историю Украины антикоррупционные реформы, по крайней мере в налоговой сфере и в области дерегуляции, продолжаются даже когда власть имущих уже не клюет пресловутый "жареный петух" (ведь фискальный кризис остался позади), и это дает надежду.
Буквально через несколько дней одной из таких реформ может стать принятие антикоррупционного налогового законопроекта, поданного Минфином. Уже само то, каким образом он был разработан, — одна из побед Революции, наглядное свидетельство того, что боролись мы не зря.
Причем не только крупным, который всегда имел влияние, но и средним, который для этого объединился в широкие коалиции. Неудивительно, что налоговый пакет содержит много норм, резко сужающих возможности для коррупции. В частности, именно такими задуманы нормы о возмещении НДС, электронном кабинете плательщика, защите налогового кредита, оплаченного через СЭА НДС, передаче баз данных от Государственной фискальной службы Министерству финансов; нормы, направленные на реформирование ГФС, и многие другие. Также предлагается расформировать дискредитировавшую себя налоговую милицию, заменив ее (через "перезагрузку") аналитической службой расследований. Все это в целом — прекрасный пример борьбы не с отдельными коррупционерами, а с коррупцией как явлением.
Оптимизма прибавляет и тот факт, что эти изменения поддержаны на самом высоком уровне: Кабинетом Министров, президентом и широким кругом государственных и общественных деятелей, которые входят в Национальный совет реформ. Теперь мяч на стороне парламента. Только в отличие от многих других эпизодов, например, ситуацией с прошлогодней "налоговой реформой", это — в данном случае — источник опасений.
Мы все помним, как в прошлом году при рассмотрении компромиссного законопроекта буквально "с голоса" была внесена ничем, кроме коррупционных мотивов, не оправданная норма о двух реестрах на возмещение НДС. Вот и сейчас через своих агентов в Верховной Раде коррупционеры пытаются кулуарно выхолостить законопроект. Именно кулуарно, ведь публично противостоять принятию антикоррупционных норм они не могут — иначе станет ясно, от кого исходит "зрада", и политическая расплата не заставит себя долго ждать. Но все тайное рано или поздно станет явным: в нашей стране, где "источником власти является facebook", это обычно занимает считанные дни. Поэтому хочется надеяться, что важный шаг в налоговой реформе удастся отстоять, и Революция достоинства победит и в этом эпизоде.