Может ли ООО сдать в аренду грузовое авто, если у предприятия нет соответствующего вида деятельности в едином госреестре?
Сколько видов деятельности по КВЭД можно включить в единый реестр?
Нужна ли сейчас предприятию справка статистики?
Эти вопросы до сих пор звучат часто на налоговых семинарах. А интернет пестрит объявлениями: "Вам необходима смена или замена КВЭД? Быстро и без бюрократических процедур мы сменим КВЭД вашей компании".
С 2016 года за смену видов экономической деятельности в Едином госреестре необходимо уплатить административный сбор в сумме чуть более 400 грн (30% суммы минимальной заработной платы). При этом оплата "сгорает", если вы неправильно оформили документы и вам отказывают в проведении регистрационного действия. Сумма, конечно, небольшая. Но за что регулярно платит бизнес, учитывая, что налоговые органы с начала года стали гораздо чаще требовать провести замену или добавить вид деятельности?
Действующая Классификация видов экономической деятельности утверждена приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010г. № 457. Как указано во вступительной части Классификации, ее целью является создание и внедрение современной системы национальных статистических классификаций, что должно поднять "на качественно новый уровень статистический анализ состояния национальной экономики и прогноз ее развития…". При этом основное предназначение КВЭД — определение и кодирование основных и второстепенных видов экономической деятельности юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, физических лиц-предпринимателей. В нормативном документе поясняется, что основной вид экономической деятельности — это определяющий признак в формировании и стратификации совокупностей статистических единиц для проведения государственных статистических наблюдений.
Как видим, классификатор создан и утвержден для тех, кто занимается в государстве статистическим анализом и статистическими наблюдениями, то есть для органов статистики. В таком случае указанные в Едином госреестре виды экономической деятельности не имеют ничего общего с определением правосубъектности юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. То есть, наличие вида деятельности абсолютно не создает для предприятия дополнительных возможностей, а отсутствие вида деятельности с тем или иным кодом никоим образом не должно ограничивать его возможности.
Указанный принцип работает, но не в полном объеме. Например, получение субъектом хозяйствования лицензии зависит от наличия соответствующего "квэда" в Едином госреестре, хотя законодательные основания для проверки наличия вида деятельности отсутствуют. Нередко государственные предприятия — а иногда и частные компани -, отказываются оплачивать товар или услугу контрагенту при отсутствии у него соответствующего вида деятельности в реестре или если вид деятельности не является основным. Что уж говорить о физических лицах-предпринимателях на упрощенной системе налогообложения, от которых многие контрагенты до сих пор требуют соответствия видов деятельности назначению платежа в платежном поручении, мотивируя необходимостью уплаты за них НДФЛ? Эти требования предъявляются по привычке, действующим налоговым законодательством такая связь не предусмотрена. Из этой же области — мониторинг "типичного" и "нетипичного" экспорта.
Цена вопроса
Буквально пару лет назад из оборота частично выведена так называемая справка статистики, за получение или замену которой предприятия в течение многих лет уплачивали символическую сумму — 25 грн 94 коп. Указанная справка как раз содержала информацию с "квэдами" предприятия или предпринимателя. Запрет государственным органам запрашивать у предприятий и предпринимателей справку был связан с дерегуляцией в Украине, благодаря чему наше государство с каждым годом получает все лучшую оценку условий ведения бизнеса в рамках проекта Doing Business.
Что же, спасибо законодателю за отмену справки стоимостью 26 грн и за введение сбора в размере 400 грн за смену видов экономической деятельности. Так бизнесмен платит дополнительный налог на ведение государственных статистических исследований, а также периодически тратит свое время на замену "квэдов", которые нужны не ему, а государству. Кстати, статистические показатели о структуре национальной экономики, полученные на основе информации из Единого государственного реестра, явно искаженные. Ведь бизнес, выбирая направление деятельности, ориентируется на текущий и перспективный спрос, свои коммерческие возможности, а не на основной вид экономической деятельности, указанный в ЕГР.
Можно ли признать договор недействительным, если в уставе этого юридического лица, в справке статистики и в выписке из госреестра нет соответствующего вида деятельности?
Ответ можно найти в судебной практике Высшего хозяйственного суда Украины. Он содержится в постановлении пленума ВХСУ №011"О некоторых вопросах признания сделок (хозяйственных) договоров недействительными", а именно в пункте 3.8: "Гражданская правоспособность юридического лица, по общему правилу, является универсальной, то есть данное лицо способно иметь такие же гражданские права и обязанности, как и физическое лицо, кроме тех, которые по своей природе могут принадлежать только человеку (часть первая статьи 91 ГК Украины), а затем вправе совершать любые не запрещенные законом сделки. Поэтому само по себе отсутствие в уставных документах или в положениях, регулирующих деятельность, в частности, субъектов хозяйствования, записей о возможности осуществления ими определенной деятельности и, соответственно, совершение тех или иных сделок не влечет за собой признание таких сделок с их участием недействительными.
По материалам Киевского центра поддержки и развития бизнеса