Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Налогообложение пассивных доходов: за и против

  • Анна Винниченко

    управляющий партнер юридической компании WinnerLex

Анна Винниченко, управляющий партнер юридической компании WinnerLex, об особенностях налогообложения пассивных доходов граждан Украины

Прошел месяц с вступления в силу закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых остальных законодательных актов Украины относительно пассивных доходов". Он перекрыл недавно вступивший в силу антикризисный закон "О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине" от 27.03.2014 года, который изменил порядок налогообложения пассивных доходов — дивидендов, процентов, роялти и инвестиционных доходов.

Ранее дивиденды и роялти облагались по ставке 5%, а инвестиционная прибыль — по обычной шкале: 15% и 17% процентов.

Согласно "антикризисного закона" с 1 июля 2014 года инвестиционная прибыль и роялти подлежат налогообложению по прогрессивной шкале. А что касается дивидендов, то порядок налогообложения для них начнется действовать с 1 января 2015 года.

Изменения, вступившие в силу 2 августа 2014 года, предполагают налогообложение по линейной ставке, исключая прогрессивную шкалу. То есть, к дивидендам, в том числе с иностранным источником начисления или начисленным нерезидентами, применятся ставка в размере 5%.

Порядок начисления и налогообложения доходов в виде заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности, в том числе физических лиц, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, данным Законом не изменяются.

А вот, ставка налога 15% теперь стала применяться к доходам в виде:

- процентов, начисленных на сумму текущего или вкладного (депозитного) банковского счета;

- процентного или дисконтного дохода за сберегательными (депозитными) сертификатами;

- процентов на вклад (депозит) члена кредитного союза в кредитном союзе;

- платы (процента), что распределяется на паевые членские взносы членов кредитного союза;

- дохода, который выплачивается компанией, которая управляет активами института совместного инвестирования, на размещенные активы соответственно закону;

- дохода за ипотечными ценными бумагами (ипотечными облигациями и сертификатами) соответственно закону;

- дохода в виде процентов (дисконта), полученного владельцем облигаций от их эмитента соответственно закону;

- дохода по сертификатам фонда операций с недвижимостью.

В состав такого рода доходов не включаются:

- проценты, начисленные на ценные бумаги, эмитированные центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную финансовую политику, и на долговые обязательства Национального банка Украины — ст.165.1.2 НК Украины;

- проценты на текущие банковские счета, через которые в пользу физических лиц осуществляется исключительно выплата заработной платы, стипендий, пенсий, социальной помощи и других предусмотренных законом социальных выплат. Признаки таких счетов определяются Национальным банком Украины — ст.165.1.41 НК Украины;

- дивиденды, которые начисляются в пользу плательщика налога в виде акций (частей, паев), эмитированных юридическим лицом — резидентом, который начисляет такие дивиденды, при условии, что такое начисление ни коим образом не изменяет пропорций (частей) участия всех акционеров (собственников) в уставном фонде эмитента, и в результате которого увеличивается уставной фонд эмитента на совокупную номинальную стоимость начисленных дивидендов — 165.1.18 165 НК Украины;

- выигрыши и призы в государственной денежной лотереи в размерах, которые не превышают 50 минимальных заработных плат (60900 грн. на 2014 год) — 165.1.46 НК Украины.

Также актуальным осталось введение "пенсионного налога". Принятым, "антикризисным законом" было установлено налогообложение пенсий или ежемесячного денежного содержания, которые выплачиваются из Пенсионного фонда Украины или бюджета, если они превышают 10 тыс. гривен. К сумме превышения применяться ставки 15% или 17%.

Следовательно, пенсионные выплаты, размер которых превышает 10 тыс. грн., должны облагаться НДФЛ по ставке 15 % (17%), начиная с суммы превышения. Это касается как всех видов пенсий (по возрасту, по инвалидности, чернобыльских, а также пенсий журналистам, госслужащим и научным работникам), так и денежного содержания, которое получают вышедшие на заслуженный отдых судьи и прокуроры. Взимать данный налог будет Пенсионный фонд, при выплате.

Что касается налога на депозиты, здесь нужно отметить следующее.

В Налоговом кодексе была норма о том, что с 2015 года проценты по депозитам будут облагаться налогом. Но тогда предусматривалась ставка 5%.

Согласно статистике средняя сумма депозитного вклада в Украине составляет 53 тыс. грн.

Теперь налогообложению подлежат проценты не только на депозиты, но также на суммы, находящиеся на текущих счетах, на которые также начисляются небольшие проценты.

Налогообложение пассивных доходов (в том числе доходов от депозитов) — привычная практика в большинстве европейских стран. Например, в Португалии такой налог составляет 28%. В Украине о нем заговорили впервые еще в 2002 году, но с тех пор налог так и не был введен.

По нашему мнению, введение подобного налога в ближайшее время, приведет к сокращению объема депозитных вкладов, так как люди, не разобравшись с сутью новшества и воспринимая налог как угрозу своим сбережениям, будут хранить деньги дома, и соответственно в банк их не понесут.

Тем, кто отслеживает мировые новости в налоговой сфере, именно Франция прошлого года запомнилась как страна, которая ввела 75% налог для граждан с высоким уровнем доходов. Норма, согласно которой работодатели вынуждены платить сверхналог по зарплатам, превышающим 1 млн евро в год, будет действовать два года.

Вообще сейчас многие страны используют прогрессивный метод налогообложения доходов граждан. Так, в Японии максимальная ставка налога составляет 50%, в Германии — 45%, Италии — 43%, США — 35%. Очевидно, подобные антикризисные инициативы и в дальнейшем будут возникать в разных странах.

Недостатки закона о налогообложении пассивных доходов:

1. Противоречие Налоговому кодексу — принятый закон противоречит ст.4.1.9 Налогового кодекса, согласно которому все изменения в налогообложении должны вступать в силу с 01 января 2015: "стабільність — зміни до будь-яких елементів податків та зборів не можуть вноситися пізніш як за шість місяців до початку нового бюджетного періоду, в якому будуть діяти нові правила та ставки. Податки та збори, їх ставки, а також податкові пільги не можуть змінюватися протягом бюджетного року".

2. Увеличение налоговой нагрузки на физических лиц.

3. Часть пассивных доходов выплачивается через налоговых агентов. А часть — без их участия. Дивиденды и роялти — только с участием налоговых агентов. Инвестиционная прибыль — не всегда. Например, продажа акций может осуществляться как через биржу или другого профессионального торговца ценными бумагами (которые являются налоговыми агентами), так и через нотариуса (он в данном случае налоговым агентом не является). Это относится также к корпоративным правам, облигациям и так далее.

4. Обязанность составления годового перерасчета начисленного НДФЛ — осуществлять обложение налогом пассивных доходов, которые физические лица получили на протяжении отчетного месяца, будет налоговый агент по ставке 15%.

В Кабмине уже сейчас прогнозируют ухудшение экономической ситуации и в следующем году. Но меняя правила игры, правительство не дает никаких стимулов взамен. Можно прогнозировать, что новые ставки налога негативно скажутся на инвестиционной привлекательности Украины со стороны частных инвесторов, а также заставят многих собственников бизнеса вернуться к старым методам выведения прибыли через ФЛП на едином налоге. Востребованными будут и более сложные схемы выведения прибыли, в первую очередь — "нерезидентные" инструменты.