Назад в будущее: налоговые стимулы в области инноваций

Мы много говорим о реформах, но почему-то никто не задумывается о высокотехнологическом потенциале нашей страны
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Речь идет о научных исследованиях и инновациях — R&D (Research & Development), для которых в мире разработаны специальные налоговые стимулы (льготы), целью которых является поощрение инвестиций в эту отрасль. Я говорю не только об IT индустрии, а и о легкой промышленности, машиностроении и т.д.

В рамках стратегии роста Европейского Союза "Европа 2020" инвестиции в R&D в странах ЕС должны составить не менее 3% от ВВП к 2020 году. Как раз экономический кризис и острая необходимость источников экономического роста стимулируют интерес к эффективности налогового стимулирования в сфере R&D. Кстати, в 1984 году в Советском Союзе инвестиции в R&D составляли 3,9% от ВВП. Позднее и Россия и Украина потеряли этот потенциал.

В ноябре 2014 года Еврокомиссия выпустила документ — Taxation paper "Финальный отчет исследований в области R&D налогового стимулирования ("A Study on R&D Tax Incentives"). Обзор R&D налоговых льгот проведен в 26 странах — членах ЕС, а также в Канаде, Израиле, Норвегии, Японии и США. В данном отчете описаны основные характеристики четырех видов налоговых стимулов (льгот):

  • налоговый кредит (Tax credit),
  • повышенная компенсация (Enhanced allowances),
  • ускоренная амортизация (Accelerated depreciation),
  • уменьшенная ставка по налогу на прибыль (Reduced corporate tax rate, Patent box).

Кроме того, в документе представлен анализ, какая налоговая инициатива используется в той или иной стране. В некоторых странах используется одновременно несколько инициатив.

К примеру, налоговый кредит используется в 21 стране (Австрия, Бельгия, Болгария, Канада, Чехия, Дания, Франция, Италия, США и т.д.). Подавляющее большинство налоговых льгот основано на корпоративном налоге на прибыль, в то время как в восьми странах дополнительные стимулы применяются к социальным взносам и/или налогам на заработную плату. Повышенная компенсация предлагается в 16 странах (Хорватия, Кипр, Чехия, Финляндия, Греция, Нидерланды и т.д.), ускоренная амортизация — в 13 странах (Бельгия, Канада, Израиль, Япония, Италия, США и т.д.), а пониженная ставка налога на прибыль впервые была ведена в странах Бенилюкс, позднее в Великобритании, а на сегодня она используется уже в 11 странах (Бельгия, Кипр, Франция, Греция, Люксембург, Мальта, Португалия и т.д.)

Интересно, что все четыре вида налоговых стимулов в сфере R&D используются одновременно только в Великобритании. При этом Бельгия, Дания, Израиль, Япония, Нидерланды предлагают одновременно три налоговых стимула, все остальные страны выбирают один иди два.

Как правило, налоговые льготы чаще связывают с конкретными группами компаний. Однако исследования показывают, что в десяти странах налоговые стимулы нацелены на малый и средний бизнес, в шести странах они ориентированы на стартапы, отдельные страны устанавливают максимальный верхний предел сумм налоговых льгот или позволяют их применение только для убыточных предприятий. Вариаций очень много. Примечательно то, что к программе R&D налогового стимулирования во многих странах можно присоединиться онлайн, заполнив определенную форму, а на правительственных сайтах доступны программы для калькуляции налогового эффекта от использования налоговых льгот. В Украине была попытка ввести налоговую льготу к социальным взносам сотрудников IT компаний, но идея провалилась. Может потому что ее назвали льготой, а не стимулом?

Насколько эффективны эти инструменты в период экономического спада? Исследователи приходят к выводу, что R&D налоговые льготы являются эффективным средством стимулирования инвестиций в эту отрасль. Кроме того, налоговое стимулирование может стать инструментом политики в период экономического спада, а также определенным компенсатором временного отсутствия доступа к внешнему финансированию.

Вместо того, чтобы искать интересные законодательные инициативы, имплементировать лучшие налоговые практики, писать новые законы, объединять людей вокруг идеи, мы то и делаем, что тонем в потоке бесконечной критики и отдаем предпочтение политиканству. Инвестиции в R&D — это инвестиции не только в свой бизнес. Это инвестиции в конкурентоспособную национальную экономику, в рабочие места, в будущее страны. У нас есть шанс, глупо было бы им не воспользоваться.