В августе 2015 о готовящейся налоговой реформе в стране не говорит только ленивый. Предлагают мнения, концепции и взгляды, обсуждают цели и методы. Но что на самом деле готовит нам правительство, какие цели преследуют реформаторы и во что это все выльется для бизнеса и инвесторов, известно пока что лишь самим авторам реформы. Бизнесу отведена роль советчика.
Несмотря на то, что в таких делах, не владея достоверными цифрами о налоговых поступлениях в госбюджет, советовать сложно, мы представим пожелания и мысли бизнеса Минфину, Премьеру и Президенту уже 3 сентября, на Нацсовете реформ.
О ставках
Процент теневого бизнеса в Украине, по неофициальным данным, составляет 47%. Бюджет страны недополучает почти половину потенциальных налоговых поступлений. Реальными цифрами владеет лишь Министерство финансов. Логично предположить, что одной из целей налоговой реформы должно стать выведение экономики из тени и последующее стимулирование ее восстановления и роста.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaКак сделать так, чтобы теневой бизнес начал платить налоги? Можно, например, снизить ставки. Представим, что ставки НДФЛ и ЕСВ драматически снижены до уровня 10% каждая. Станет ли это для теневиков стимулом платить? Учитывая хлипкий уровень доверия к ГФС и налоговой системе в целом, на первом этапе вряд ли. А теперь представим, что наполнять бюджет продолжает половина налогоплательщиков, которые и до этого платили, но теперь — по сниженным ставкам. Получаем крен в экономике и дисбаланс бюджета, потенциально в итоге — колоссальную инфляцию и девальвацию валюты. При таком печальном исходе, как сказал один из участников наших дискуссий о реформе, лето-2015 Украина запомнит как лучшее для экономики.
Радикальное снижение ставок налогов сработает лишь в одном случае — если так же радикально снизить расходы бюджета. Ликвидировать рудиментарные государственные органы и службы, существенно снизить численность чиновников, пересмотреть финансирование пенсионной и системы здравоохранения, навести порядок в бесчисленных и неэффективных государственных учреждениях, особенно в сфере науки. Если реформаторы и правительство морально готовы к этому, ставки можно снижать. Если нет — лучше ставки налогов оставить в покое и заняться, к примеру, более насущными вещами — улучшением администрирования налогов и сервиса ГФС.
О сервисе
Отношения "бизнес-налоговая" в Украине редко складывались. Бесконечные изменения в и без того "израненный" Налоговый кодекс, сложность администрирования налогов, постоянные проверки и планы по сбору штрафов, разночтения положений законодательства, неразбериха в формах отчетности, полная безнаказанность налоговиков и невозможность правового обжалования их решений создавали уж очень неблагоприятный фон для развития отношений с плательщиками.
Бизнес жалуется на то, что в последнее время все сложнее получить адекватный ответ от налоговой на свой запрос, горячая линия ГФС должным образом не работает, автоматическое возмещение НДС решается в ручном режиме, коррупционный элемент никуда не делся. Декларируемая люстрация носит скорее миграционный характер — налоговые инспектора просто меняют район, отделение, дислокацию.
Если, избежав популизма, удастся навести порядок в ценностях налоговой — а это ориентированность на качество, профессионализм, простота, равенство, защита и удобство — можно говорить о том, что реформа удалась. Именно этих, казалось бы, простых, но очень сложных в реализации вещей, хотел бы увидеть бизнес в результате реформы налоговой. Ведь именно эти базисные вещи в сочетании со стабильностью законодательного и правового поля создают dream service для налогоплательщиков и инвесторов.