Предприниматели и непредприниматели

Моей бабушке 87 лет. По духу она 100%-й предприниматель. У нее было свое небольшое дельце: она собирала грецкие орехи и сдавала их скупщикам. По ходу дела освоила инновационный метод чистки плодов — с помощью бутылки из-под шампанского. Так половинки плода оставались целыми: за них платили дороже
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Другие три мои бабушки также вовсю проявляли в той или иной мере свою частную инициативу. Все мои бабушки — 1900 — 1920-х годов рождения. Для них зарабатывание денег — нормальный жизненный процесс, а вот родители — и мои, и моей жены -1930 — 1950-х годов рождения, уже считали предпринимательство постыдным, да и статья уже была в уголовном кодексе за спекуляцию.

Мое поколение 1960 — 1970-х разделилось — одни перестроились и отказались от советских штампов, другие — нет. А вот наши дети — однозначно предприниматели. Даже те, кто работает в качестве наемных сотрудников, на любую работу уже не пойдут. Будут искать, выбирать, ждать. Т.е. достаточно одного поколения, чтобы промытые пропагандой мозги, очистились. Главное сегодня — прекратить пропаганду идеи, что все предприниматели — преступники.

Идея о том, что каждый человек предприниматель, не нова и принадлежит не мне. Но что если мы оттолкнемся от этой идеи и под этим углом посмотрим на налоговую реформу? Сегодня, с точки зрения налогового законодательства, самозанятый предприниматель отличается от наемного сотрудника (непредпринимателя) тем, что первый сам платит единый налог и ЕСВ, а со второго взымаются налоги, о существовании которых он часто и не догадывается.

Т.е. налоговое законодательство закладывает деление на предпринимателя и непредпринимателя, которое основано не на способности самого человека к предпринимательству, а на текущей форме его трудоустройства. Причем наемный работник может давать предпринимательские советы собственнику компании и при этом формально оставаться и восприниматься обществом, как непредприниматель.

Для того, чтобы каждый человек формально мог считаться предпринимателем, достаточно установить единое налогообложение для всех граждан. Все могут облагаться, как единоналожники: уплачивать фиксированный социальный налог и процент от дохода. Тогда мы формально закрепляем за всеми статус предпринимателя. У человека больше не возникает вопрос регистрации каких-то там предприятий. Он уже предприниматель. Самозанятый или нанятый — предприниматель. Все могут работать друг с другом по договорам. Временно можно оставить обязанность уплаты налогов за работодателем, но сами налоги у нанятого и самозанятого должны быть примерно одинаковы. Чтобы было человеку равнозначно — оформляться, как ФОП или как наемный работник. Или даже сделать ФОП чуть-чуть более привлекательным для стимуляции обретения статуса предпринимателя.

Этим простым шагом мы решаем насущную проблему Украины — зарплаты "в конвертах". Зарплаты будут непосредственно выплачиваться работнику, а не обналичиваться через ФОП с этой же целью. Бессмысленно бороться с миллионами предпринимателей из-за глупого закона — проще принять закон, по которому все предприниматели автоматически окажутся в правовом поле. После переходного периода поступления от налогов вырастут, выплаты пенсионерам и бюджетникам увеличатся. Так мыслит экономист-предприниматель.

А экономист-антипредприниматель мыслит, как защитить наемного работника, пенсионера и учителя от коварных жуликоватых самозанятого и спекулянта-работодателя, которые "не хотят" платить налоги. Экономист-антипредприниматель стремится возвысить наемного работника и унизить предпринимателя. В такой парадигме мышления налоговая милиция — в самый раз — затравит работодателей и самозанятых в пользу нанятых и бюджетников. Но результат получается обратный, что мы сейчас и наблюдаем. Бизнес задушили, налогов нет, пенсионеры и бюджетники страдают от мизерных выплат.

Поэтому налоговую реформу должны осуществлять экономисты-предприниматели. Задача, стоящая сегодня перед Украиной, — встать на рыночные рельсы и запустить экономический рост. А рост этот осуществляется только предпринимателями. Поэтому реформы должны быть направлены не на сбор налогов, а на активизацию предпринимательства как базового свойства человека!

Сама попытка поделить людей на предпринимателей и непредпринимателей не оправдывается временем. Человек, которого устраивает его положение, может не предпринимать никаких усилий для его улучшения. И в этот момент он непредприниматель. Но как только существующее положение перестало его устраивать, — например, родился ребенок и нужна квартира, — тот же непредприниматель вдруг оказывается активным предпринимателем. Т.е. у каждого человека есть предпринимательский талант, а насколько он его использует, зависит от восприятия им своего положения.

Поэтому заявления о том, что в Украине мало предпринимателей, считаю абсурдом. Это равносильно утверждению, что у нас мало людей с музыкальным слухом. Как только правительство, не дожидаясь третьего Майдана, резко сократит налоги и освободит граждан от насилия государства в виде налоговой милиции, фискальной налоговой службы, СЭС, пожарной инспекции — предпринимательство расцветет и появятся миллионы рабочих мест. Украина осуществит экономический рывок. Достаточно одного поколения.