Рада переложила ответственность за контрабанду с импортеров на простых водителей

Ответственность за контрабанду переложили на плечи перевозчиков товара, которые с 17 января будут платить большие штрафы за неправильное заполнение деклараций

Одним росчерком пера Верховная Рада превратила рядовых шоферов, которые везут фуры с товаром через украинскую границу, в контрабандистов. Такое мнение сегодня в Киеве высказал пpедседатель ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Украины Олег Хмарный, комментируя изменения в статью 352 Таможенного кодекса, предусмотренные законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности", принятым 15 ноября 2011 года.

Участники рынка считают, что вместо "гуманизации" перевозчики получили ужесточение правил, которое может привести к сворачиванию этого бизнеса в Украине. С 17 января нормы скандального вступают закона в силу.

Правовой перекос в одну сторону

"Очень тревожная ситуация в следующем, что статья, которая вступит 17 января в силу, предусматривает ответственность водителя. Эта статья среди всех нарушений прописывает такое нарушение, как предоставление документов, содержащих неправдивые данные. Санкция касается штрафа на 100% стоимости товара. Товар, перевозимый международниками, стоит минимально миллион гривен", - возмущается вице-президент Ассоциации международных перевозчиков Юрий Кучинский.

Таможня получает полномочия обирать ни в чем не повинных перевозчиков, считает он.  "Будет платить штраф украинский шофер, который живет в общежитии или у мамы, или он даже не имеет собственного дома. На него будет наложен штраф примерно до миллиона или более миллиона гривен, конфискация транспортного средства, которое не принадлежит ему, и конфискация товара. Скажите, пожалуйста, а где же здесь гуманизация? Что такое ложные данные?" - говорит Кучинский.

При этом, по мнению эксперта, таможня получает возможность манипулирования понятиями. "Если сегодня нам заявили на перевозку товара из Италии, из Голландии, например, ботинки со шнурками, а в провозных документах будет просто написано "ботинки мужские". Когда мы откроем упаковку и там найдем ботинки со шнурками, это будут ложные данные и это подпадает под действие 352-й статьи", - поясняет юрист.

Коллега Кучинского Олег Хмарный также считает, что норма, которая вступает в силу с 17 января, ущемляет права водителей. "Одним росчерком пера по этой 352 статье сегодня водитель превращается в контрабандиста. Мало того, уже встречаясь с госслужащими, слышишь это слово постоянно. Это вообще что за отношение к профессии? Но главное другое - почему водитель должен нести ответственность за чужие действия своим карманом, карманом предприятия, на котором он работает?" - возмущается Хмарный.

 Угроза стабильности рынка

Перевозчики считают, что подобные непродуманные действия правительства отпугивают от Украины профессиональных перевозчиков. Принятие законов, подобных этому, может привести к тому, что страна потеряет статус транзитного государства, так как международники будут пытаться объезжать Украину, дабы не платить взяток и поборов на таможне. Директор фирмы, которая занимается международными перевозками из Хмельницкой области, Виктор Ядуха говорит, что уже сейчас многие водители ищут работу за рубежом. "Сейчас сложилась такая ситуация, что наши профессиональные водители, которых мы готовили 3-5 лет, видя ситуацию с законодательством, ищут работу за пределами Украины. Массово наши водители едут на работу в Польшу, Чехию, Литву и так далее. Мы можем потерять своих работников, а Украина может потерять отрасль", - говорит Ядуха.

 Самые крайние - водители

Участники рынка уверены, что в случае возникновения спорных ситуаций по поводу "чистоты" товара таможенные инспекторы будут составлять протоколы именно на водителей, которые везут товар. Ведь, как считает один из перевозчиков Сергей Чалый, протокол инспектору всегда легче составить на живого человека, который стоит перед ним на границе, чем на мифическую фирму, собственника товара, зарегистрированного на другом конце страны.

В таможне согласны, что проблема именно в этом.  "Действительно, таможеннику проще составить протокол именно на перевозчика, на водителя, потому что он жив, на месте, перед глазами", - прокомментировал ситуацию член коллегии Государственной таможенной службы Украины, директор департамента Виктор Бондар.

По его словам, только 10% всех нарушений на таможне допускают водители. Массовая конфискация грузового транспорта маловероятна. В подтверждение Бондар привел цифры: в 2010 году таможня конфисковала 19 фур, а в 2011-м – 9 грузовых автомобилей.

Чиновник пообещал, что Гостамслужба в ближайшие месяцы попытается решить проблему в Верховной Раде. При этом к перевозчикам на границе будут относиться лояльнее.

В Ассоциации международных перевозчиков такой исход конфликта с законодателями предвидят, однако в случае игнорирования требований грозят блокировать движение в центре Киева тяжелыми грузовыми машинами, которые съедутся сюда со всей страны.