1 сентября 2015 года вступит в силу Закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения налогового давления на плательщиков налогов", принятый ВРУ 17 июля 2015 года. Поскольку дата вступления в силу закона уже совсем близка, необходимо разобраться, чего стоит ожидать налогоплательщикам в связи с принятыми изменениями и произойдет ли задекларированное в названии уменьшение налогового давления, а также в чем оно будет заключаться.
1. Изменение порядка отнесения задолженности к безнадежной
В соответствии с п. 1) ч. 1 Закона изменяются признаки безнадежной задолженности, изложенные в ст. 14.1.11 Налогового кодекса:
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.ua- если ранее к безнадежной задолженности могла быть отнесена задолженность в размере до 300 минимальных зарплат при условии просрочки более трех месяцев (в отношении юридических лиц) и 50 % минимальной заработной платы (в отношении физических лиц), то после их вступления в силу такие виды задолженности могут быть отнесены к безнадежной задолженности только после того, как просрочка превысит 180 календарных дней;
- вместо задолженности по обязательствам, по которым прошел срок исковой давности, к безнадежной задолженности будет относиться просроченная задолженность, которая не была погашена в процессе принудительного исполнения обязательства вследствие отсутствия имущества у должника;
- к безнадежной задолженности будет относиться задолженность банкротов и ликвидированных лиц.
Можем сделать вывод, что порядок отнесения задолженности к категории безнадежной новым законом ужесточается, а именно выдвигаются дополнительные требования в части срока невыполнения обязательства свыше 180 дней и необходимости прохождения процедур судебного взыскания и исполнительного производства. Отныне к безнадежной задолженности нельзя будет отнести такую задолженность, в отношении которой прошел срок исковой давности и не подано в суд исковое заявление с требованием о погашении.
2. Изменение в определении основных средств
В связи с девальвацией гривни к основным средствам будут относиться материальные активы, стоимость которых превышает 6 000 грн.
3. Изменения порядка предоставления налоговых консультаций
После вступления в силу нового закона, право предоставления обобщающих налоговых консультаций будет передано Министерству финансов Украины. На данный момент обобщающие налоговые консультации осуществляет ГФС, которая не может быть нейтральным субъектом в этом процессе, потому что эта же служба занимается и проверками бизнеса. Выданные обобщающие консультации Министерства финансов Украины в обязательном порядке будут публиковаться на его официальном сайте в течение 5 дней с момента их выдачи.
Устанавливаются также дополнительные требования к содержанию налоговых консультаций, которые должны будут содержать ряд аспектов: описание вопросов и фактов, указанных в обращении налогоплательщика; обоснование применения норм законодательства; заключение по вопросам практического использования отдельных норм налогового законодательства. Контролирующие органы уровня выше областного предоставляют консультации в письменном или электронном виде с обязательным размещением на своем сайте в течение 10 дней.
Кроме того, после изменений плательщики смогут обжаловать в судебном порядке как индивидуальные налоговые консультации, так и обобщающие (ранее можно было обжаловать только индивидуальные). При этом в течение 30 календарных дней с момента вступления в силу решения суда о признании недействительным приказа об утверждении соответствующей налоговой консультации, ответственный орган обязан опубликовать (выдать) налоговую консультацию в соответствии с заключением суда.
Передача права принятия обобщающих налоговых консультаций Министерству финансов Украины представляется логичным и последовательным шагом, потому что министерство не задействовано в отношениях между плательщиком и контролирующим органом. Это дает надежду на принятие обоснованных обобщающих налоговых консультаций и кроме того, обязанность публикации консультаций на официальных сайтах поможет оперативно отслеживать их принятие и отмену.
4. Исключение случаев обязательного принятия налогового решения — уведомления
Новый закон отменяет для контролирующих органов обязательное принятие налогового решения — уведомления в отношении плательщика после вынесения судами обвинительных приговоров или закрытии уголовных дел по нереабилитирующим основаниям. Однако я склонен не переоценивать значение этих изменений — они смогут повлиять только на коррупционную составляющую в подобных случаях, т.к. право принятия налоговых решений — уведомлений останется за контролирующими органами.
5. Проведение проверок контролирующими органами
Расширяются требования к содержанию приказа о проведении проверки (который в обязательном порядке должен предъявляться проверяющими): в нем в обязательном порядке теперь будут указываться: наименование контролирующего органа; наименование и реквизиты субъекта, а при проведении проверки в другом месте — адрес объекта, проверка которого проводится; цель, вид (документальная плановая / внеплановая или фактическая проверка); основания для проведения проверки; дата начала и продолжительность проверки.
Новый закон запрещает контролирующим и другим государственным органам использовать акт проверки как основание для выводов о взаимоотношениях налогоплательщика с его контрагентами, если по результатам составления акта проверки налоговое уведомление-решение не направлено (не вручено) налогоплательщику или оно считается отозванным.
При этом закон расширяет основания для применения административного ареста активов — теперь административный арест может быть применен в случае отказа от проведения фактической проверки при наличии законных оснований для ее проведения.
6. Смягчение ответственности плательщиков
В новом законе пеня при самостоятельном определении налогового обязательства будет начисляться после окончания 90-дневного периода с момента наступления граничного срока выполнения обязательства. Если в этот же срок плательщик исправит ошибки в налоговой отчетности, то пеня применяться не будет.
Временно, до 31 декабря 2016 года, плательщики с доходом до 20 млн грн за прошлый отчетный год освобождаются от уплаты начисленных штрафных санкций на суммы налоговых обязательств, уплаченных без обжалования налоговых решений — уведомлений. Эта норма не применяется в случае второго определения обязательства контролирующим органом на протяжении года за один и тот же вид налога или сбора.
Выводы
По результатам анализа ЗУ "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения налогового давления на налогоплательщиков" от 17 июля 2015 года можно сделать следующие выводы:
- Основные позитивные изменения происходят в порядке предоставления налоговых консультаций;
- В некоторых случаях речь идет не об уменьшении налогового давления, а наоборот, об ужесточении налоговых норм — как в случаях с определением безнадежной задолженности и основаниями для наложения административного ареста;
- Законодатель ищет способы наполнения государственного бюджета — плательщикам с годовым доходом до 20 млн грн предлагается добровольно задекларировать или без обжалования уплатить определенные контролирующими органами суммы налоговых обязательств в обмен на освобождение от уплаты штрафных санкций;
- Некоторые нормы об ослаблении налогового давление имеют исключительно декларативный характер.
Приходится констатировать, что закон в реальности не облегчает жизнь отечественному бизнесу и является одним из примеров псевдореформаторства, особенно в сфере законодательной деятельности, когда в одном тексте частично прописывается упрощение одних норм и при этом ужесточаются другие.