НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Топ-5 ложных стереотипов об ответственности за неуплату налогов

Многие предприниматели имеют свой личный опыт споров с налоговыми органами и непосредственно становились участниками соответствующих разбирательств. Однако среди них сформировалось множество стереотипов, которые не всегда соответствуют действительности

В последние годы в нашей стране споры представителей бизнеса с государством относительно налогов являются массовым явлением, и объясняется это двумя основными причинами. С одной стороны, немалая часть предпринимателей сохраняет непоколебимую уверенность в том, что налоги платят только трусы или дураки, и минимизируют свои налоговые обязательства всеми доступными способами. С другой стороны, налоговые органы все чаще предпринимают спорные с точки зрения законодательства инструменты для осуществления всевозможных доначислений, даже по отношению к тем предпринимателям, которые честно выполняют все свои обязательства перед государством.

Нередко доначисление налоговых обязательств (в том числе и необоснованное) становится причиной открытия уголовных дел по ст. 212 УК Украины (уклонение от уплаты налогов, сборов).

Стереотип № 1. К уголовной ответственности по ст. 212 УК Украины могут быть привлечены исключительно директор и главный бухгалтер предприятия

Возможность привлечения к ответственности по ст. 212 УК Украины законодатель связывает не с занятием определенной должности на предприятии, а лишь с выполнением функции, связанной с расчетом, уплатой и подачей отчетности по налогам. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда Украины "О некоторых вопросах применения законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей" указывается:

Субъектами преступления, которое квалифицируется как "уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей", в частности, могут быть лица, на которых возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета, представлению налоговых деклараций, бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей в бюджеты и государственные целевые фонды (руководители, лица, которые выполняют их обязанности, другие должностные лица, которым в установленном законом порядке предоставлено право подписи финансовых документов).

Еще с советских времен все привыкли к тому, что документы на предприятии подписываются именно директором и бухгалтером. Но если на предприятии право подписания договоров было делегировано финансовому директору, и последний подписал ряд фиктивных "бестоварных" сделок, целью которых было уменьшение базы налогообложения налогом на прибыль, то в данном случае субъектом уголовного преступления по ст. 212 УК Украины будет именно финансовый директор.

Действия руководителей и собственников предприятий, которые отдали подчиненным указания подписать или подать в налоговые органы недостоверные (фальсифицированные) отчеты, не платить налоги или оплатить их не в полном объеме, квалифицируются судами по ст. 212 УК Украины как действия соучастников такого преступления. Т.е. финансовый директор, который дает указание главному бухгалтеру намеренно искажать налоговую отчетность с целью минимизации налоговых обязательств, также может быть привлечен к ответственности за уклонение.

Участие главного бухгалтера в уклонении от налогообложения, как правило, всегда находится"на поверхности", и этот факт не сложно доказать. А вот связь с уклонением от налогообложения директора или других лиц, выполняющих роль "серых кардиналов", подлежит доказыванию, и, как показывает практика, у следователей не всегда получается справиться с этим заданием.

Стереотип № 2. Выявление невыполненных налоговых обязательств на сумму свыше 800 тыс. гривень является единственным необходимым условием для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от налогообложения

Наряду с фактическим непоступлением в бюджет денежных средств в определенном размере, обязательным условием для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от налогообложения является прямой умысел виновного лица. Т.е. служебное лицо, совершая действия, направленные на уклонение от налогообложения, должно было осознавать общественную опасность своих действий и предвидеть их результат — недополучение бюджетом соответствующих сумм налогов.

Умысел легко доказывается, например, в делах о заключении фиктивных "бестоварных" сделок. Когда служебные лица предприятия с целью уменьшения базы налогообложения налогом на прибыль и искусственного создания права на налоговый кредит по НДС сознательно заключают бестоварные сделки, их умысел очевиден, необходимо лишь должным образом доказать факт "бестоварности" соответствующих сделок.

Если же бухгалтер совершил ошибку и вследствие этого в бюджет не поступили средства в особо крупном размере, привлечь к ответственности за уклонение от налогообложения будет очень затруднительно. В таком случае бухгалтер может быть привлечен к ответственности по статье 367 УК Украины — служебная халатность.

Стереотип № 3. Обжалование налогового решения — уведомления в административном/судебном порядке исключает возможность открытия уголовного дела по уклонению от налогообложения

Часть 4 ст. 212 УК Украины предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности для лиц, которые привлекаются по этой статье впервые, при условии оплаты суммы начисленных обязательств. Открытое уголовное дело дает налоговикам очень мощный рычаг воздействия на налогоплательщиков — для закрытия уголовного дела многие предприниматели добровольно соглашаются оплатить начисленную налоговиками сумму, даже если ее обоснованность вызывает определенные сомнения.

Статистика говорит о том, что налоговики активно используют данную "опцию" для создания дополнительного давления на налогоплательщиков при согласовании налоговых обязательств. Так, в 2014 году до суда с обвинительным актом дошло лишь 49 из открытых 1902 уголовных производств по ст.ст. 212, 212 (1) УК Украины. В 2015 — 55 из 1748. Т.е. подавляющее большинство уголовных дел открывалось без достаточного обоснования.

В июле 2016 года в СМИ была широко распиарена инициатива Министерства Финансов Украины, согласно которой, якобы, открытие уголовных дел по ст. 212 УК стало возможным только после окончания всех административных и судебных процедур касательно налогового требования. Действительно, 18.07.2016 г. приказом ГФС были внесены соответствующие изменения в "Методические рекомендации относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов государственной фискальной службы при организации, проведении и реализации материалов проверок плательщиков налогов".

Дискуссия между следственными органами и правозащитниками относительно правомерности инициирования досудебного расследования по ст. 212 УК Украины при условии несогласованности суммы налогового обязательства шла в Украине до 2013 года, пока в новой редакции не была изложена ст. 56.22 Налогового кодекса.

Новая редакция указанной нормы сделала правомерным ведение досудебного расследование по уклонению от налогообложения при условии судебного/административного обжалования соответствующего решения о начислении налоговых обязательств.

Несмотря на массивную PR-кампанию относительно изменения порядка открытия уголовных дел по уклонению от налогообложения, реальные изменения были внесены лишь в методические рекомендации ГФС, регламентирующие порядок взаимоотношений органов ГФС при проведении проверок.

Нормы действующего Налогового кодекса Украины по-прежнему мотивируют налоговиков открывать уголовные дела по уклонению от налогообложения в процессе согласования налоговых обязательств, при этом прямо предусматривая такую возможность.

Стереотип № 4. К уголовной ответственности за совершение уклонения от налогообложения можно привлечь на протяжении 1095 дней с момента совершения соответствующих действий

Как показывает практика, предприниматели часто отождествляют два разных понятия: "срок давности для определения налоговым органом суммы денежного обязательства" и "срок давности привлечения к уголовной ответственности".

Согласно п. 102.1 НК Украины, контролирующий орган имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации. Важно отметить, что в данной норме речь идет исключительно об определении суммы налогового обязательства и соответствующих штрафных санкций за его неисполнение.

Порядок освобождения от уголовной ответственности за совершение уголовных преступлений в связи с окончанием сроков давности регламентируется ст. 49 УК Украины — в зависимости от степени тяжести совершенного преступления такой срок давности составляет от двух до пятнадцати лет. Поскольку степень тяжести уголовного преступления устанавливается исходя из предусмотренного законом наказания, в зависимости от квалификации действий по уклонению от налогообложения по конкретной части ст. 212 УК Украины, срок давности привлечения к ответственности может составлять от двух до десяти лет.

Более того, в случае осуждения должностного лица плательщика за уклонение от налогообложения, срок давности для самостоятельного определения налоговым органом суммы налогового обязательства согласно п. 102.1 НК Украины может быть возобновлен.

Стереотип № 5. Увольнение с должности служебного лица налогоплательщика исключает возможность привлечения его к уголовной ответственности в будущем

При увольнении главный бухгалтер, подписывает со своим преемником акт приема — передачи дел и документов, наивно полагая, что вместе с делами и документами передается и ответственность, и факт подписания такого документа избавляет его от возникновения всевозможных претензий со стороны следователей в будущем.

Вне зависимости от того, кто занимает должность в настоящий момент, каждое должностное лицо (конечно, с учетом сроков давности привлечения к уголовной ответственности) несет ответственность за свою деятельность на соответствующей должности за соответствующий период.

Надеюсь, что этот материал поможет исправить неправильные представления об уголовной ответственности за уклонение от налогообложения и убережет предпринимателей от совершения ошибок в этой сфере в будущем.