Топ-8 юридических рисков во время кризиса

Дмитрий Гадомский, партнер практики IT и медиаправа адвокатского объединения Juscutum, рассказал, что такое непробиваемый контракт и как действовать, когда "смелые" партнеры решили воспользоваться кризисом и не выполнили обязательства
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В сложные экономические времена у многих контрагентов усиливается желание не возвращать деньги или не выполнять другие обязательства. Все знают, что непробиваемые контракты существуют только в кино, а если существуют и в реальной жизни, то явно не в Украине. Лишь некоторым, особо придирчивым юристам известен пример непробиваемого контракта, которому недавно исполнилось 300 лет. Одна ирландская пивная компания еще в XVIII веке подписала договор аренды земельного участка на девять тысяч лет, который до сих пор исправно выполняется. Что касается остальных договоренностей, оформленных в жесткие договоры, то у кого-то обязательно появляется желание их не выполнить. Журнал "Твой Номер" №05/2015, который мобильный оператор "Киевстар" выпускает для малого и среднего бизнеса, выделил Топ-8 юридических рисков.

1. bad drafting и bad faith

Есть две основные причины, почему контрагент может не исполнить свои обязательства по договору. Специалисты называют их bad drafting и bad faith. В первом случае это ошибки юристов, которые хоть и подготовили большой документ, но не учли, например, специфику бизнеса. Вторая причина — недобросовестность партнера. За ней может стоять юридическая ошибка или простое нежелание партнера выполнять свою часть договора.

Предположим, что инвестор взял на себя обязательство вложить определенную сумму в проект. Но после того как его основной бизнес вдруг перестал приносить прибыль, скажем из-за экономического кризиса, он потерял интерес к инвестированию. И чтобы не выполнять обязательства, партнер может сослаться на запрет инвестирования за рубеж без получения обязательной индивидуальной лицензии Нацбанка. Это станет формальным основанием признания недействительным договора об инвестициях.

2. Аренда vs курс доллара

Во время кризиса украинские компании могут остаться на улице, нарвавшись на недобросовестных арендодателей. Отличный офис по хорошей цене в гривнях можно потерять, если собственник помещения вдруг решит поднять стоимость аренды с ростом курса доллара. Не спасет и наличие подписанного договора с фиксированной ценой. Другая сторона может его расторгнуть, поскольку обстоятельства, при которых он заключался, существенно изменились, и повлиять на это она не может. Чтобы обезопасить компанию в будущем, нужно предусмотреть риск существенного изменения курса валюты еще на стадии заключения контракта.

3. Семейные проблемы

Риск, который благодаря формализму крупных юридических компаний уже стал классическим, — это семейные неурядицы. В кризис, когда все средства действенны, он может затронуть не один бизнес.

Обычной является ситуация, когда договор купли-продажи доли бизнеса может оказаться под угрозой, поскольку заключался без получения согласия мужа или жены. На практике это выглядит так: несколько лет человек развивает бизнес (или стартап), находит инвестора, потом привлекает еще одного, а впоследствии выходит из проекта — делает cash out. Все довольны до того момента, пока его бывшей жене (или мужу; здесь и в дальнейшем речь идет только о жене, хотя ситуация, очевидно, касается и недобросовестного мужа) не придет в голову на этом заработать. Она находит юриста, который объясняет ей нехитрый механизм. Поскольку во время продажи не было получено согласие супруги на продажу доли в общем имуществе, она имеет право признать договор недействительным. В наихудшей ситуации все стороны возвращаются к первоначальному этапу: инвестор получает деньги, мужчина снова оказывается в роли бедного стартапера. Поэтому придется использовать тайное искусство договариваться с женой.

Другую ситуацию тоже можно считать виртуальной, но вероятность того, что она сработает, все-таки есть. Во время кризиса у обеспеченного отца-бизнесмена может реализоваться риск, связанный с несовершеннолетними детьми: если на момент продажи доли он забыл получить согласие у органа опеки и попечительства на отчуждение. По закону ребенок имеет право на безбедное существование, а поступок отца, возможно, лишает его счастливого детства.

4. Force majeure

Не все юристы одинаково терпеливы и не всем удается дочитать до конца пункт о форс-мажорных обстоятельствах. Обычно он стандартный и однообразный, но ознакомиться с ним необходимо. Иногда этот пункт специально запутывают, чтобы другая сторона не смогла его выполнить. Именно в этом пункте договора юристы реализовывают свои таланты шутников: здесь можно встретить условия, при которых фарс-мажором является вторжение зомби. Но есть и юридически значимые условия. Например, в договоре предусматривается, что факт наличия форс-мажора подтверждает исключительно выписка торгово-промышленной палаты в Житомире. Важно понимать, что житомирская ТПП может отказаться признавать глобальный экономический кризис форс-мажором или не сразу согласится подтвердить, что в Донецке и Луганске исполнить обязательства невозможно.

5. Валютный штиль

В 2008 году некоторые особо ловкие должники и заемщики пытались признать кредитные договоры недействительными, поскольку их заключали в иностранной валюте. Они отказались выполнять свои обязательства, несмотря на отсутствие в них индивидуальной лицензии Нацбанка на получение кредита в валюте. Семь лет назад суды первой и апелляционной инстанции эти иски удовлетворили, но все затихло на кассационном уровне. Сейчас история повторяется. И хотя заключения кредитного договора в иностранной валюте — это экономический риск заемщика, кого же это интересует, если есть юридические основания признать договор недействительным?

6. Тонкости IT-банкротства

IТ-компания — это арендованный офис, несколько тысяч сотрудников, бренд и интеллектуальная собственность. Если ваши юристы не позаботились о последствиях возможного банкротства, то вряд ли вам удастся выкупить имущество с дисконтом, ведь "имущества" как такового почти нет. Поэтому стоит юридически подготовить почву, к примеру, запретив в договоре партнеру передавать любые права интеллектуальной собственности без согласия или завязать на себе администрирование домена, если это основной актив (скажем, для интернет-магазина это существенный актив). В Украине примеров банкротства IТ-компаний нет, поэтому все немного расслаблены.

7. Моральные аспекты

От проблем, связанных с нечистоплотностью партнеров, никто не застрахован. Поэтому контрагент в любой момент может прекратить платить без объяснений. Поскольку в таких случаях в суд мало кто обращается, "упасть на мороз" — это один из вариантов отказа от обязательств по договору.

Кроме того, отечественная судебная система не всегда может противостоять проявлениям коррупции. Для признания контракта недействительным в меру коррумпированном суде хватит минимальной основания. Скажем, если документ составлен не на украинском, а на русском языке, то после получения некоторой незаконной мотивации судья предпенсионного возраста с радостью закроет глаза на принцип свободы договора.

8. Беспроигрышный креатив

Примером юридического креатива может быть история, которая произошла много лет назад между собственником бизнес-центра и большой компанией-арендатором (назовем ее условно ТНМК). Курс доллара вырос, а серьезных причин для расторжения контракта у владельца помещения не было. Что он сделал? На входе в бизнес-центр поместил компанию со схожим названием — Траурная независимая микрокомпания (то есть ТНМК) "Бюро похорон": выставили гробы, целый день играла траурная музыка. Через два дня арендаторы съехали сами.

"Но какой бы ни была ситуация, нельзя забывать, что кроме договора всегда есть нечто, что заставляет стороны выполнять договор. Это не его юридическая сила, а добросовестность, как бы странно это ни звучало из уст юриста, — отметил Дмитрий Гадомский. — Если у сторон высокая правовая культура, то и запятые не важны: тот же договор аренды на девять тысяч лет был написан на пяти страницах без единой запятой".

В реальной жизни составить контракт так, чтобы все (стороны, юристы, бухгалтеры, судьи, милиция, банк, нотариус и экс-жена) понимали его одинаково, очень трудно. Одной из причин этого является пресловутый формализм.

Читать статью в журнале "Твой Номер"