- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
У нас отсутствует культура выслушивать старшего — CЕО Реприза
Вена Белева — хрупкая женщина, которая создала бизнес, занявший удачную нишу. Ее сеть бутик-кондитерских "Реприза" — отличное место для встречи за чашкой чая. Глядя на столичную сеть ее кафе, сложно поверить, что Вена приехала в Украину и смогла построить с нуля свое дело еще в 2000 году. Сейчас предприниматель готова делиться своим опытом и знаниями с другими бизнесами. Именно для этого она и пришла в качестве ментора в конкурс CEO4U проекта Unlimit Ukraine.
Почему вы готовы вкладывать себя, свои знания и экспертизу в этот проект?
В жизни я руководствуюсь принципом, который озвучил Уинстон Черчилль: мы зарабатываем на жизнь тем, что у нас есть; но мы создаем жизнь тем, что отдаем. Все состоит из этих двух обменных операций: получения и отдачи. Успешные бизнесы и люди отличаются от других тем, что они с удовольствием делятся. Только обмен информацией, опытом, даже какими-то сокровенными ценностями может быть примером для молодых, которые подхватят дело предпринимательства дальше. Бизнес — это драйвер общества.
Был ли у вас опыт менторства? Чему он вас научил?
Да, был. Я была наставником для нескольких молодых предпринимателей. Для меня главный урок состоял в том, что я научилась дозировать то, что я говорю, такими порциями, чтобы люди, которые меня слышали и воспринимали, могли понять, о чем идет речь. Я научилась иллюстрировать свои рассказы, объяснять процессы в картинках.
Кроме того, я научилась быть немного более смиренной, когда я даю советы. Многие люди считают, что их советы должны быть реализованы. Но я поняла, что решение об этом остается все-таки на стороне предпринимателя.
Это ваш опыт как ментора. А как менти?
У меня много менторов. Не так давно я встречалась с одним важным для меня человеком, который дал мне понимание очень важной вещи. Сейчас я уже тестирую свою интерпретацию его совета.
Что самое ценное они вам дали?
Менторы часто вам говорят то, что в этот момент нужно. В предпринимательстве имеет место и позитив, и негатив, и все зависит от того, с какой точки оценивать. Можно обладать большим количеством нереализованных идей, но в конечном итоге есть одна или две вещи, на которых нужно сосредоточиться. В моем случае речь о том, что мне нужно окончательно выбрать новую дорогу. Моя нынешняя дорога не скучная, но мне нужно расти и идти дальше.
Чему крупный, развитый бизнес может научить маленький?
Фокус на ключевые вопросы — планирование и эффективное использование своего времени согласно расставленным приоритетам, работа с ресурсами.
Большой бизнес может научить не паниковать. Нужно понимать, что жизнь — это непрерывный динамичный процесс и не на все стоит обращать внимание. Необходима опытность, интуиция, которая даст возможность держаться в фарватере "реки" и не теряться. Большой бизнес может научить, как работать с рисками и оценивать их вероятности. К сожалению, у малого бизнеса небольшой фокус, часто предприниматели не понимают до конца, что может случиться, что им угрожает, а что — нет. Крупный бизнес может показать, как идти вперед более уверенно и спокойно.
Обратная ситуация — малый может научить крупный большей гибкости, большей свободе мышления, это очень важно для предпринимательского духа. Если большой бизнес в какой-то момент начинает его терять, появляется бюрократическая структура, которая не движется вперед. Бизнесу для того, чтобы оставаться активным, нужно быть любопытным, как ребенок.
Какие сложности могут возникнуть в ходе проекта между вами и предпринимателем?
Сложности всегда могут возникнуть, от них никто не застрахован. Но я думаю, что опытный ментор хорошо понимает, в чем сложности, и может их избежать или направить.
А вы сталкивались с сопротивлением со стороны предпринимательства?
Сопротивление всегда есть. Просто у нас отсутствует культура выслушивать старшего. И вообще выслушивать. Есть много молодежи, у которой относительно всего есть свое мнение, и они не хотят слышать другого.
А на вопрос "почему вы так думаете" и "почему вы решаете двигаться таким образом", они дают ответ: "Мы просто разные". Мне кажется, что нужно сейчас формировать мнение, что быть разными и индивидуальными — это отлично, но если вы прислушаетесь к кому-то более авторитетному и опытному, это не значит, что вы потеряете свою индивидуальность. Я понимаю, что в гугле сейчас огромные объемы информации, можно прочитать все и на любую тему, но можно ли все понять?
И угадать, что именно прочитать.
Да. Это тоже талант — понять. Я сейчас больше знаю, где и что найти, чем читаю, что там написано. Потому что объем информации уже настолько большой, что нецелесообразно постоянно читать все подряд.
Стоит в первую очередь узнать, чего именно ты не знаешь, а потом расставить приоритеты в получении знаний, потому что сразу все охватить нельзя.
Нужно научиться учиться поэтапно. В Украине много молодежи, которая просто накапливает интеллект — когда человек просто читает, но никак не воплощает свои знания. Нужно всегда искать баланс. Потому что иначе складывается ситуация, когда фрилансеры начинают давать советы реальному бизнесу только потому, что они много прочли и считают себя экспертами. Если человек лично не прошел дорогу предпринимательства, я не понимаю, как можно учить кого-то делать бизнес.
Почему так важно развивать малый и средний бизнес?
Я нашла сейчас для себя очень точный ответ на вопрос "почему". Это — костяк любой экономики, база любого гражданского общества. Малый и средний бизнес делают людей независимыми, свободными. Это мощная среда инноваций и идей.
Практически каждый бизнес, который прошел эволюционный путь, до того, как стать большим, был маленьким. Разве что за исключением тех отраслей, которые изначально были большими. Но по статистике, не больше 7-9% предпринимателей успевают превратить маленький в большой бизнес.
А всем ли маленьким бизнесам надо становиться большими?
Нет. У них может быть своя специфика, они могут занимать очень хорошие ниши, передавая их через поколения.
Некоторые бизнесмены считают, что маленький бизнес, у которого нет амбиций стать большим, обречен. Но несложно представить себе маленькую булочную на углу, которая 200 лет кормит свой квартал...
Это гигантомания. Не у каждой идеи есть силы вырасти во что-то большое. Не для каждой есть смысл такого развития.
Может ли малый или средний бизнес конкурировать с крупным?
Все возможно. Поэтому у большого бизнеса есть своя тактика — очень быстро покупать маленькие компании, чтобы конкуренция не возникала. Есть ниши, которые вообще не представляют интереса для большого бизнеса. И тогда маленький бизнес спокойно себя чувствует. Но он создает очень большую экономическую устойчивость. Если весь маленький бизнес станет большим, что мы будем делать? Есть отрасли и индустрии, которыми вообще никто не будет заниматься. Например, в Англии вообще вся кожгалантерея — это малый бизнес.
Опишите портрет идеального предпринимателя.
Мне сложно об этом говорить. У каждого предпринимателя есть своя специфика, свой психообраз. Поэтому сказать, кто будет идеальным, я не могу.
Но для выбора предпринимателя у меня есть 3 основных критерия: активность, вовлеченность в дело и уникальность идей. Предприниматель такого типа очень импонирует.
Чем бы вы хотели поделиться с участниками кроме экспертизы?
Кроме экспертизы, я хочу поделиться умением принимать решения, не бояться ошибок. У меня есть целая теория об ошибках — как с ними работать, не создавая себе ресурсопоглощающие проблемы. Еще хочу вселить уверенность, а также помочь развить умение ставить задачи и выполнять их.
Готовы ли вы учредить что-то для кого-то, кто вас поразит? Это не обязательная опция, но вдруг у вас есть какое-то желание что-то сделать.
Я открытый человек и всегда поддерживаю людей, которых действительно стоит поддерживать, если у них есть какая-то интересная, уникальная идея.