НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

5 ошибок предпринимателя: Как правильно обжаловать закупку в ProZorro

В Антимонопольном комитете рассказали об основных ошибках, которые допускают предприниматели во время обжалования электронных тендеров
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины Светлана Панаиотиди рассказала об основных ошибках, которые допускают жалобщики во время обжалования электронных тендеров

Система электронных закупок стала обязательной для всех государственных органов, учреждений и предприятий год назад. После вступления в силу закона о публичных закупках ситуация с принципами подачи жалобы не изменилась, за исключением формы ее подачи. Теперь жалобы подаются в электронном виде, а не в бумажном. Как и ранее, за рассмотрение жалобы необходимо заплатить от 5 до 15 тыс. грн. в Государственный бюджет Украины.

18 статья Закона Украины "О публичных закупках" дает четкий перечень того, что должно быть в жалобе и эту статью, равно как и весь закон, безусловно, необходимо знать "от" и "до".

Ниже я приведу пример самых распространенных ошибок, с которыми мне приходится сталкиваться во время работы.

Ошибка №1. Отсутствие оплаты

Самая распространенная ошибка жалобщиков — это отсутствие оплаты за рассмотрение поданной жалобы. Чтобы всем нам был понятен масштаб проблемы, приведу статистику. В 2016 году Антимонопольный комитет получил 1846 жалоб по публичным закупкам. Из них 869 жалоб или 47% от общего количества, были поданы без внесения оплаты. Почти половина жалоб.

У меня нет объяснения, почему жалобщики не знают, что должны заплатить за рассмотрение жалобы, потому что статистика по государственным закупкам (бумажным) была 6% без оплаты в таком же периоде. Если вы действительно планируете защищать свои права, делайте это в соответствие с законодательством. Также стоит понимать, что эти средства идут в государственный бюджет, это не являются платой Антимонопольному комитету, как часто думают многие.

Ошибка №2. Нарушение сроков подачи жалобы

Часто жалобщики уже на этапе обжалования результатов тендера выставляют претензии к тендерной документации, аргументируя это тем, что, заказчик прописал такие требования, которые может удовлетворить лишь один участник.

Да, это дискриминация и это нужно обжаловать. Но есть одно "но"— документацию нужно обжаловать вовремя. Если вы этого не сделали, должны выполнять требования в том виде, в котором они установлены документацией. Антимонопольный комитет при обжаловании результатов тендера не рассматривает жалобы на положения тендерной документации, которые установил заказчик.

Приведу пример. У нас рассматривалась жалоба на процедуру закупки услуг горячего питания. В тендерной документации было требование предоставить копии аналогичных договоров, но только с государственными учреждениями. По мнению этого заказчика контракт не с бюджетным учреждением не подтверждал необходимый опыт. Это дискриминационное требование, потому Коллегия по рассмотрению жалоб обязала внести изменение в тендерную документацию.

Ошибка №3. Оставить без внимания несоответствие конкурента требованиям

Если предложение конкурента допущено к аукциону или признано наиболее экономически выгодным, но оно не соответствует тендерной документации, — жалуйтесь.

Аналогично, если заказчик оценивает предложение конкурента определенным образом, а ваше при тех же условиях как-то иначе, снова жалуйтесь. Нужно понимать одну важную вещь — тендерная документация и тендерное предложение должны соответствовать друг другу. Вы подаете свое предложение в соответствие с требованиями, которые есть. Если вы не согласны с документацией, возвращаемся к пункту 1 — жалуйтесь на нее, но вовремя вовремя.

Ошибка №4. Отсутствие доказательств

Обоснование нарушенного права и доказательства.

Статья 18 Закона Украины "О публичных закупках" четко предусматривает, что жалобщик должен обосновать нарушение его прав и это должно быть указано в жалобе. После этого, уже во время заседаний, мы часто оказываемся в ситуации, когда жалобщик не может подтвердить свою позицию.

Пожалуйста, приходите на заседание и предоставляйте документы о том, что вы хотите доказать и о том, что указано в жалобе.

Ошибка №5. Подача документов тендерного предложения после срока

Это особенность электронных закупок. Многим кажется, что если это в электронном виде и доступ круглосуточный, то можно и тендерное предложение загружать в любое время. Нет, это не так. У подачи предложения есть конечный срок и документы, загруженные в систему (а она показывает время и дату), уже не будут являться составляющей тендерного предложения. И к этому нужно тоже относиться серьезно.

По материалам выступления Светланы Панаиотиди на Четвертом всеукраинском Zakupki Forum.