- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Общество
- Дата публикации
Пять принципов децентрализации, которые дадут возможность развиваться городам
Проект нового Бюджетного кодекса, предложенный правительством как один из шагов по децентрализации, меняет структуру местных бюджетов. Перенаправляет налоги, но не дает главного — большей свободы на местах. Конкретно для Киева это выливается в 8,5 млрд грн в общий фонд против 13,5 млрд грн, которые мы сегодня собираем. Находясь не в вершине "пищевой цепочки", а посередине попытаюсь разложить, какие шаги действительно дали бы городам возможность почувствовать себя более самостоятельными и реально влиять не только на формирование бюджета, но и на его распределение. Сегодня мы, по сути, не центр принятия решений, а "логистическая точка", реализующая спущенные сверху решения.
1. Действительно упростить правила игры
В действующем бюджетном кодексе более 120 статей, и не нарушать его практически невозможно, потому что одни нормы противоречат другим. Предложенный проект нового кодекса не упрощает сложные бюджетные отношения, а спускает их на другой уровень. Бюрократизированные и зарегулированные процессы раньше были на уровне госбюджета, а теперь будут на уровне местных. Это не децентрализация, а очковтирательство. Я поверю в децентрализацию, когда в кодексе останется 30 статей, и речь там будет идти об ответственности распорядителей средств, а не прописан каждый шаг этого распорядителя. Пропишите, что запрещено, и кто несет ответственность. Все остальное должно быть на усмотрение местных громад. Во Франции, например, мэр города может запросить финансирование на любой проект, который считает нужным. Казначей города полностью несет ответственность, и может проплатить или отказать. Ответственность на казначее. А вот если казначей отказал, сомневаясь в целесообразности, а мэр повторно запросил финансирование, то казначей замечания больше не озвучивает — ответственность за расходование средств теперь на мэре. Прекрасная система противовесов.
2. Возможность размещать городские деньги в банках
Пусть это будут определенные банки, отвечающие критериям надежности. Но возможность такая нужна. Реальная децентрализация начнется тогда, когда города получат право на взимание налогов, на установление льгот и преференций по их уплате. А также возможность размещать средства в банковских учреждениях. Сегодня город, имея живые деньги в спецфонде может не иметь к ним реального доступа, потому что деньги не выпускаются казначейством. Это первое, о чем говорят мэры городов, когда мы обсуждаем бюджетную политику: "Мы не просим субвенций, дайте потратить то, что мы заработали".
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.ua3. Упрощение тендерных процедур
Сегодняшнее тендерное законодательство фактически узаконило коррупционные схемы. Простой пример. В школу нужно купить телевизор. Через дорогу в магазине бытовой техники он стоит 5 200 грн. А в интернет-магазине — 4 800 грн. Но директор хочет заработать. Он находит предпринимателя готового продать ему этот телевизор за 6 500, а разницу отдать директору. Для этого они находят еще одного предпринимателя, который будет участвовать в тендере и предложит телевизор за 7000. И, конечно, первый вариант окажется выгоднее. И для любого проверяющего все законно. А почему магазин через дорогу в тендере не участвовал — так мы не знаем. На самом деле все можно сделать гораздо проще. Во многих европейских странах есть реестр с индикативными ценами на все — от канцелярии до снегоуборочной техники. И муниципалитет может без тендера совершить любую покупку — цена товара не должна превышать индикативную более чем на 10%. Вот и все. И не будет тогда капусты в школах по 80 грн. и картошки по 50 грн. А сейчас есть, и все законно.
4. Справедливое распределение рисков
Сейчас у местных бюджетов в центральные хотят изымать НДФЛ, взамен предлагая оставлять 10% от налога на прибыль. С одной стороны, шаг прогрессивный — возможность оставлять часть налога на прибыль стимулирует городские власти создавать условия для бизнеса в городе, привлекать высокоприбыльный и высокотехнологичный бизнес. Но с другой — налог на прибыль относится к одному из самых нестабильных источников доходов. Предприятие может иметь тысячи сотрудников, платить им зарплату, но год заканчивать с убытками. При этом в вопросе привлечения инвесторов местные органы самоуправления не всегда могут создавать конкурентные условия, потому что большинство вопросов регулируются на государственном уровне. По моему мнению, доля налога на прибыль, которая остается в местных бюджетах, должна быть не меньше 30%, а структура стабильных и нестабильных доходов в местных бюджетах — сбалансированной. Сегодня стабильные и прогнозируемые — это налог на землю, налог на недвижимость, НДФЛ, НДС и акцизные сборы. Из всего этого в местных бюджетах остается налог на землю, налог на недвижимость (но пока нет единого госреестра он не работает) и НДФЛ (но если раньше 100% налога оставалось в городах, то теперь лишь 60%, Киев же поставлен в кабальные условия — в бюджете останется лишь 20% НДФЛ). Нестабильные налоги — это налог на прибыли и рентные платежи.
5. Модернизация зарплатных налогов, формирующих львиную долю местных бюджетов
Сегодня мы живем за счет НДФЛ и напрямую зависим от зарплат. Сверхзадача — выводить зарплату из тени, минимизировать долю минимальных зарплат и зарплат в конвертах. Для этого нужно менять подход к взыманию единого социального взноса, который платят все работодатели, и который и есть главной причиной ухода в тень. Получая зарплату, сотрудник видит отчисления НДФЛ в 15%. Но не каждый знает, что за каждого человека работодатель платит еще 36,3% от начисленной зарплаты в социальные фонды. То есть при минимальной зарплате в 1254 грн, реальные расходы на сотрудника составляют на 464 грн больше — 1718 грн. Если ввести регрессивную шкалу, когда, например, от 5 или 10 минимальных зарплат устанавливался бы ЕСВ не 36%, а 15%. Мы бы по факту имели больше сборов. Посмотрите опыт Грузии — они снизили налоги и стали собирать в разы больше, потому что минимизировать расходы стало невыгодно. Средний уровень зарплатных налогов в Европе — 36%, в Украине — 53%. Я считаю подход, что чем больше, тем дороже — неправильным. Посмотрите на Францию, где миллионеры платят до 70% налогов, и сегодня идет отток капитала и граждан, потому что фактически один платит за тысячи людей. Именно это является причиной налоговых ям, офшоров и конвертов — "опт" должен быть дешевле.