Ахметов создает один из крупнейших банков Украины

Два банка, принадлежащие Ринату Ахметову, — ПУМБ и Донгорбанк — будут объединены. Новое финучреждение вплотную приблизится к десятке самых крупных украинских банков, его активы достигнут 26 млрд. грн.
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Крупнейшая холдинговая компания Украины СКМ решила объединить принадлежащие ей Первый украинский международный банк (ПУМБ) и Донгорбанк. На начало июля 2010 года эти финучреждения по размеру активов занимали соответственно 14-е и 24-е места.

«Главная цель объединения ПУМБ и Донгорбанка – создание более масштабной и эффективной платформы для дальнейшего роста. Объединение позволит повысить надежность банка и значительно улучшить качество управления и операционную эффективность», – приводится в пресс-релизе СКМ во вторник комментарий директора по развитию бизнеса СКМ, главы наблюдательных советов обоих банков Ильи Архипова.

Согласно документу, наблюдательные советы ПУМБ и Донгорбанка 10 сентября рекомендовали акционерам объединить два банка в один путем присоединения Донгорбанка к ПУМБ. Решение вступит в силу после его утверждения акционерами банков на их общих собраниях, уточняется в пресс-релизе.

Пятилетняя история

Идея объединения этих банков не нова. Впервые она была озвучена руководством финучреждений еще в 2005 году, но каждый раз находились причины для переноса сроков: сначала очень быстрый рост рынка, затем — финансовый кризис. Последний раз представители банков публично говорили о слиянии в начале 2010-го. Так, в январе Илья Архипов заявил, что объединение банков возможно после стабилизации макроэкономической ситуации. Также вариант возможного слияния банков рассматривается в новой стратегии развития ПУМБа.

Участники рынка сходятся во мнении, что сейчас подходящее время для начала объединения банков. «Процедура слияния банков в Украине — это очень сложный и длительный процесс, требующий от менеджмента обоих финучреждений существенных усилий. С учетом того, что сейчас на банковском рынке наблюдается затишье — кризис пережили, а активной кредитной деятельностью заниматься еще не начали, — это самое подходящее время для объединения», — говорит независимый банковский эксперт Анатолий Дробязко.

Ближе к топ-10


Основная выгода, которую могут получить акционеры банков от их слияния, это сокращение расходов и дополнительные возможности по кредитованию крупных предприятий.

«Логично уйти на одну лицензию. За счет объединения можно добиться сокращения накладных расходов, уменьшения количества персонала, оптимизации филиальной сети, поэтому подвести экономическую базу под идею объединения несложно. Бренд ПУМБ более известен, поэтому можно предположить, что объединенный банк будет носить это название», — предполагает член правления Проминвестбанка Владислав Кравец.

После объединения ПУМБ может вплотную приблизиться к десятке самых крупных по размеру активов украинских банков. Суммарные активы нового финучреждения достигнут почти 26 млрд. грн. (на начало июля 10-е место по банковской системе занимал ОТП Банк с активами в 26,7 млрд. грн.) Кроме места в рейтинге, есть и практическая польза от укрупнения. «После объединения у банка увеличится капитал (собственный капитал составит 3,26 млрд. грн. — «ДЕЛО») и соответственно увеличится возможность по кредитованию крупных заемщиков (сумма кредитов, выданная одному заемщику, не должна превышать 25% регулятивного капитала. — «ДЕЛО»). То есть с точки зрения кредитования крупных корпоративных заемщиков — это хороший шаг для банка», — говорит Дробязко.

Сложное слияние


Впрочем, далеко не все эксперты полагают, что слияние ПУМБа и Донгорбанка является хорошей идеей. Первое, на что обращают внимание участники рынка, это абсолютно разный профиль двух финучреждений. «ПУМБ — это открытый, розничный финансовый институт, ориентированный на традиционное ведение банковского бизнеса и обслуживание клиентов, не связанных с группой «СКМ». В свою очередь Донгорбанк — это финучреждение, нацеленное на обслуживание внутренних финансовых операций «СКМ» и работу с крупными корпоративными клиентами», — объясняет руководитель аналитического департамента Eavex Capital Владимир Динул.

Из-за этого синергетического эффекта от объединения двух столь различных банков может и не быть. «Объединять два абсолютно разно-профильных банка — это колоссальный риск. Такие вещи «несливаемы» — разный бизнес, разные культуры. Вспомните ситуацию с «Авалем» и Райффайзенбанк Украина, тогда австрийцы приняли единственно правильное решение не объединять необъединяемое, а продать один из активов (Райффайзенбанк Украина был продан в 2006 году венгерскому ОТП. — «ДЕЛО»)», — говорит зампредправления банка «Контракт» Павел Крапивин. В дополнение к своим словам банкир приводит неутешительную статистику — 75% всех слияний привели к финансовым потерям акционеров.

Кроме того, в Украине фактически отсутствует рабочее законодательство для проведения слияния такого масштаба. «Единственное завершенное в Украине слияние банков — это объединение банка UniCredit (до 2006-го «Пекао») и HVB (завершено в 2007 году. — «ДЕЛО»). Так вот, итальянцы, которые проводили эту сделку, так и не решились после этого начать объединение Укрсоцбанка и UniCredit, объясняя это тем, что процессуально проводить слияние в существующем законодательном режиме очень сложно», — рассказывает Владимир Динул.

По оценкам экспертов, минимальное время, которое понадобится для окончательного объединения таких банков, — 2-3 года.