НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,60

41,55

EUR

44,05

43,81

Амбассадоры Украины: как бизнес представляет страну на международной арене

Когда государство не справляется с функцией презентации страны, за дело приходится браться бизнесу
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Генеральный директор представительства MasterCard Europe в Украине и Молдове Вера Платонова и генеральный директор "Майкрософт Украина" Надежда Васильева рассказали о том, как отечественный топ-менеджмент играет роль амбассадоров Украины в мире, каковы основные стереотипы, связанные с Украиной, в международном бизнес-сообществе и почему нашей стране надо меньше рассказывать миру о своих проблемах.

Вы много ездите по миру и фактически оказались амбассадорами Украины для международного делового сообщества. Каковы особенности отношения к Украине у зарубежного бизнеса?

Вера Платонова: В Азии об Украине однозначно практически ничего не знают. Их представления о нашей стране застыли на уровне 20-летней давности. Европа и США многое узнали о нас за последние два года. Мне кажется, за это время они успели отойти от стереотипов "Шевченко-Кличко-Чернобыль" и знают, что Украина — страна со своими особенностями, трудностями и специфическими соседями. Запад понимает, что мы идем в Европу, но этим пониманием все не ограничивается. Отношение к стране во многом зависит от того, как работает бизнес, как украинские бизнесмены представляют Украину в своих головных офисах. Наш украинский офис за последние годы показывал хорошие результаты, несмотря на ситуацию в стране. И хотя в этом году вряд ли удастся продемонстрировать бурный рост по объективным экономическим причинам, западные коллеги и партнеры утвердились в мысли, что Украина — быстрорастущий рынок, он развивается постоянно, солидными темпами и хорошими показателями. В финансовом секторе введено множество инноваций — многие из таких новшеств отсутствуют даже в Европе. Развитие украинского финансового сектора, например, бесконтактных платежей, опережает развитие европейского, это также очень показательно.

В целом нас, украинцев, поддерживают по-человечески, хотя о непрозрачности нашей экономики знают все. Поэтому инвестиции в Украину достаточно ограничены. Все ждут, что произойдет в ближайшее время. На украинском рынке никогда нельзя быть уверенным, что завтра ситуация не перевернется с ног на голову и правила не изменятся.

Надежда Васильева: Чаще всего я езжу в Германию, Великобританию и Соединенные Штаты. Об Украине в этих странах знают все еще в основном в привязке к советскому прошлому. Но, возможно, именно из-за нынешнего конфликта на Западе начали говорить и о том, что Украина — независимая страна. Украина там ассоциируется с рядом исторических фактов и преимущественно с сельским хозяйством. Из новой независимой истории Украины знают мало, в основном события, связанные с нашими спортсменами. Также могу сказать, что у Запада есть и представление об IT-индустрии Украины. Европейский бизнес не до конца понимает, как вкладывать деньги в эту сферу непосредственно у нас в стране. Вместе с тем бизнесмены прекрасно осознают, что наш IT-экспорт ежегодно увеличивается в два раза — мы продаем достаточно качественные услуги. Однако нам категорически не хватает картинки будущего, понимания, к чему Украина хочет прийти в результате, каким должен быть образ страны в мире в ближайшей перспективе. Нам не хватает визионерства, что такое Украина 2020.

Какие основные стереотипы об Украине вам приходится опровергать, когда имеете дело с зарубежными бизнесменами?

Надежда Васильева: Один из главных вопросов связан с военными действиями. Даже внутри собственной корпорации нам приходится объяснять коллегам, что они затрагивают небольшой процент территории страны, а не всю ее целиком. Ведь если посмотреть на то, что транслируют по телевизору (особенно если кому-то не повезло попасть на российский канал), может начаться настоящая истерика. Второй стереотип связан с тем, что в Украине работают высококвалифицированные кадры, но менеджмент недостаточно развит. На самом деле в целом наш менеджмент работает хорошо, раньше его представители часто уезжали в ближнее зарубежье, например в Польшу и Чехию. Но поскольку украинские менеджеры редко оказывались на высоких позициях, к примеру, в Германии, Великобритании или Соединенных Штатах, в этих странах существует стереотип, что если открыть в Украине бизнес, им некому будет управлять. Мы должны давать внешнему миру больше позитивных новостей, примеров успеха. Нужно говорить о том, что бизнес по-прежнему работает. Мы должны подчеркивать, что, несмотря на трудности, в такой ситуации мы получаем и позитивные результаты — ищем новые решения и подходы, развиваем креатив, учимся быстрее внедрять инновации. Внутри нашей корпорации у нас часто спрашивают, как мы вообще умудряемся делать продажи в таких условиях. Да, умудряемся, но чуть больше позитива, направленного внешне, нам отнюдь не помешает.

Вера Платонова: Я объясняю международному руководству, что военные действия идут не на всей территории страны, а только на маленькой ее части. Кроме того, мне постоянно приходится рассказывать, что Украина — это не только сырьевое государство с приоритетом в сельском хозяйстве. Украина, кроме прочего, пятая страна в мире по экспорту IT-ресурсов. Я согласна, что нужно как можно больше рассказывать миру о позитивных достижениях и успехах нашей страны. Мы видим спикера по АТО, который выступает каждый день, такой же спикер нам нужен для ежедневного отчета по реформам. Конечно, в определенный период времени нужно было рассказывать миру, что все плохо: срочно нужны были деньги. Но теперь это не работает. Теперь, чтобы получить дополнительные кредиты, нужно рассказывать, каких результатов мы добились за год. Пришло время хороших новостей. И принципиальным здесь остается вопрос изменения страны с точки зрения движения к европейским стандартам и внедрение реформ.

Если ваши зарубежные коллеги и партнеры интересуются динамикой украинских реформ, как вы объясняете, что происходит в нашей стране и почему процессы реформирования идут медленно, как минимум с точки зрения внешнего наблюдателя?

Надежда Васильева: Бывают случаи, когда долгое время делаешь проект, а он внезапно сворачивается из-за внешних факторов. Тогда хочется согласиться с мнением западных коллег о том, что реформы не так динамичны, как того ожидалось. С другой стороны, мы, представители крупных международных корпораций, заинтересованы не только в Украине извне, но и в Украине внутри. С этой точки зрения нам необходимо развитие инфраструктуры и улучшение ситуации непосредственно в стране, а не только в том, как и что мы продаем о нас во внешний мир. В свою очередь, чтобы развить внутреннюю инфраструктуру, нам нужно получить ресурсы извне, ведь внутренних ресурсов у страны недостаточно. А чтобы получить ресурсы извне, мы должны построить позитивный внешний имидж. Мы движемся по длинной дороге — строим имидж и транслируем на внешний мир, чтобы получить ресурсы для внутренней экономики.

На самом деле, многие крупные компании Украины участвуют в проектах, связанных с реформами. И когда ты находишься внутри такого проекта, четко видишь движение. Украина — страна чрезвычайно сложная. Она большая по территории, у нее запутанная и глубокая история коррупции, особенность которой заключается в системе, а не в людях (у нас не получится как в Грузии — поменять людей и решить проблему). Поэтому когда меня спрашивают о реформах, я предлагаю говорить о конкретике. Например, у нас есть проекты с Министерством экономики. Кроме того, со Службой безопасности, Министерством внутренних Дел и министерством обороны мы разрабатываем проекты по киберзащите. В декабре 2014 года подписали с государственными органами Украины национальный договор по кибербезопасности. За полгода в этом направлении мы сделали очень много и поразили американских коллег, которые были удивлены уровнем киберзащиты украинских государственных ресурсов. Благодаря взаимодействию нашего государства с мировыми киберцентрами было найдено решение для борьбы с вирусами, произведенными в зоне АТО (с этими вирусами и вредоносными программами мир не приучен бороться, это нечто новое, произведенное в зоне конфликта). Мы научили бизнес, как защищаться от такого рода программ, как использовать облачные решения, чтобы сохранить информацию и инфраструктуру. Напомню, что университет Донецка полностью переехал в Винницу и сейчас целиком находится в облаке — со всеми своими документами, данными и библиотекой.

Всего этого может быть не видно со стороны. Но если бы государство больше рассказывало миру об этом, а не считало, что таким образом продвигает корпорации за государственный счет, это сыграло бы на руку имиджу страны среди зарубежных инвесторов.

Вера Платонова: Своей штаб-квартире я говорю, что в стране все равно наступит утро, взойдет солнце, и она вернется к нормальной жизни. Я всегда привожу пример моей компании. Уровень наших инвестиций остался такой же, как в прошлом году, мы не урезали расходы на развитие, продолжаем набирать людей. В последние 15 лет в бизнес-среде считалось, что начинать совместные проекты с государством рискованно, потому что их ждет либо неудачное окончание, либо никакого окончания вообще. Однако сейчас бизнес активно развивает сотрудничество с государственным сектором. Мы, например, начали реализацию проекта внедрения бесконтактных платежей в городском транспорте. Это проект 2015 года, в нем непосредственно участвуют госструктуры, и самая сложная часть связана с сотрудничеством с Министерством инфраструктуры. Но госструктуры входят в такие проекты добровольно, они хотят быть прозрачными, видеть реальную рентабельность проекта, и это очень позитивный сигнал. Мы много работаем с Национальным банком, он тоже открыт к изменениям. Украина — одна из самых больших европейских стран, и реформы рано или поздно все равно будут внедрены. В стране есть критическая масса людей, которые хотят жить именно здесь, они хотят и готовы делать эту страну другой, лучшей. Вот что хочет слышать международное сообщество. Об этом и надо говорить как можно громче.