Банковское лобби смещает акценты в правоотношениях "кредитор-должник"

Ассоциация украинских банков направила в ВР замечания и предложения к проекту законодательных изменений, регулирующих права должников и процедуру банкротства физлиц

АУБ считает неприемлемой и не готова поддержать нынешнюю редакцию законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно недопущения нарушения прав должников и введение процедуры банкротства физического лица" (№1145). Об этом сообщается на сайте Ассоциации. При этом подчеркивается, что данный документ приведет к "увеличению дисбаланса в правоотношениях "кредитор-должник", чем усилит незащищенность прав не только банков, но прежде всего — их клиентов, инвесторов и вкладчиков".

В частности, по мнению экспертов АУБ, процедура банкротства физлица выписана в документе рамочно, без необходимой детализации, определения системы контроля и ответственности за полноту и достоверность информации об имущественном положении должника, что создает почву для уклонения от погашения долгов со стороны недобросовестных заемщиков. Отдельный акцент в сообщении АУБ сделан на том, что законопроект №1145 не устанавливает каких-либо обязанностей заемщика-банкрота на возврат долгов в случае улучшения его финансового и имущественного состояния. Таким образом, по версии банкиров, принятие законопроекта в предложенном виде фактически узаконивает право на невозврат кредитов, в том числе — ипотеки.

Анализ последствий принятия законопроекта для ипотечного кредитования дает АУБ основания утверждать, что имплементация документа приведет к росту проблемных займов в данном сегменте, по меньшей мере, на 19-25 млрд грн. Среди вероятных последствий ослабления защиты прав банков-кредиторов в случае принятия проекта №1145 в нынешней редакции указываются "препятствия в возобновлении кредитования экономики", в том числе — в "предоставлении ипотечных кредитов". По мнению банкиров, это приведет к сокращению объемов строительства и сопутствующих производственных отраслей.

В сообщении уточняется, что замечания и предложения по поводу данного законопроекта АУБ направила в Верховную Раду, в частности, в парламентские комитеты по вопросам финансов и банковской деятельности, по вопросам предпринимательства и по вопросам правовой политики, а также отдельным депутатам.

В качестве ориентира АУБ предложил законодателям опыт Германии, где решение о возможности освобождения должника-физлица от обязательств перед кредиторами принимается только после шестилетнего "периода поведения благосостояния". В течение этого периода проблемные заемщики в Германии обязаны гасить долги за счет трудовой деятельности. Нарушение условий "периода поведения благосостояния" исключает принятие решения о его освобождении от денежных обязательств перед кредиторами.