Бизнес не видит изменений в налоговой системе Украины — исследование

Фото: platforma-msb.org
Фото: platforma-msb.org
В Украине наблюдаются некоторые точечные улучшения в оценках респондентов, однако они не повлияли на общий результат

Представители украинского бизнеса не чувствуют особых изменений в налоговой системе. Об этом свидетельствуют результаты опроса "Налоговый индекс", которое Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА) регулярно проводит среди экспертов компаний-участников, сообщает пресс-служба ассоциации.

Так, по данным ЕБА, новая волна опроса за период с ноября прошлого года по март текущего показывает, что настроения экспертов застыли на месте — показатель Индекса составил 2,98 баллов из 5 возможных — показатель предыдущего периода был 2,97.

"Индекс все еще находится в отрицательной плоскости и ни разу не пересек нейтральную отметку в 3 балла за всю историю исследований с 2011 года", — отмечают в ЕБА.

В то же время, согласно исследованию, в Украине наблюдаются некоторые точечные улучшения в оценках респондентов, однако они не повлияли на общий результат.

"Так, 57% экспертов считают качество налогового законодательства Украины удовлетворительным, тогда как в предыдущем периоде таких было 48%. Доля недовольных качеством налогового законодательства составляет 23%, в то же время еще 20% респондентов считают качественным", — сообщили в ассоциации.

Если в предыдущем опросе мнения экспертов относительно того, насколько действующий налоговый режим способствует ведению бизнеса, разделились практически пополам, то на этот раз подавляющее большинство — 68% респондентов — оценили режим как благоприятный ведению бизнеса, а 32% — как препятствующий.

"А вот в оценках экспертами процесса администрирования налогов и подготовки налоговой отчетности видим скорее негативную динамику. На этот раз только 13% экспертов оценили данный процесс положительно. Зато 37% считают процедуру обременительной. В прошлом году положительную оценку дали 30% респондентов, а отрицательную — 45%. Увеличилось количество респондентов, которые дали данной процедуре нейтральную оценку", — подчеркнули эксперты.

ЕБА привела основные факторы, которые негативно влияют на подготовку налоговой отчетности и администрирования, в порядке приоритетности для респондентов:

  • количество времени, затраченного на подготовку налоговой отчетности и уплаты налогов;
  • непонятность правил и разъяснений по подготовке налоговой отчетности и проведения платежей;
  • поспешное введение новых правил и недостаточность времени для приспособления к ним;
  • несовершенство электронной системы отчетности;
  • количество платежей.

За данный период проявления фискального давления ощутили на себе 29% опрошенных (данные предыдущего периода совпадают). 28% сообщили о том, что давление почти отсутствует, и 18% экспертов вообще не столкнулись с этим явлением на протяжении исследуемого периода.

Среди методов давления, которые все еще наблюдаются, бизнес назвал следующие:

  • необоснованные трактовки налогового законодательства контролирующими органами и непринятие ими контраргументов/объяснений;
  • предвзятые решения фискальных органов;
  • технические проблемы с работой сервера ГФС при подаче электронной отчетности и регистрации налоговых накладных по НДС;
  • "предложения" уплаты налогов авансом.

Результаты опроса показали, что количество недовольных качеством налоговых сервисов осталась такой же, как и в прошлом году — 24%. Зато 35% опрошенных подтвердили, что довольны качеством налогового обслуживания, и еще 41% продемонстрировали нейтральное отношение.

Как отметил председатель Налогового комитета ЕБА Владимир Котенко, государство должно сконцентрироваться на обеспечении добросовестного выполнения норм законодательства, не забывая при этом совершенствовать налоговые правила и делать их проще.

"Начисление и уплата налогов должна перестать быть "бегом с препятствиями"" для плательщиков и стать удобным рутинным процессом. Уменьшение налогового давления, которое ощутили на себе 29% респондентов, должно стать одной из приоритетных задач государства", — прокомментировал результаты исследования Котенко.

Специалисты ассоциации традиционно задали вопросы экспертам о важных, на их взгляд, шагах, которые должны значительно облегчить ведение бизнеса в плоскости налогообложения. В этом году звучали такие предложения:

Существенное снижение нагрузки на фонд оплаты труда, что позволит расширить базу налогообложения;

Прозрачность и упрощение процедуры начисления налогов, снижение налоговой нагрузки;

Обеспечение стабильности и предсказуемости законодательства, соблюдения принципа стабильности налогообложения;

Борьба с контрабандой и налоговым мошенничеством;

Снижение ставки налога на прибыль и НДС;

Уменьшение количества налогов и неналоговых платежей и упрощение механизма их расчета и администрирования.

Кроме этого, ЕБА также задала экспертам два дополнительных вопроса — требует ли налоговое законодательство Украины радикальных изменений или же необходимо лишь добросовестно выполнять нормы действующего законодательства, и какими могут быть последствия внедрения Плана BEPS в Украине.

Как оказалось, 87% экспертов считают, что налоговое законодательство Украины требует добросовестного выполнения норм действующего законодательства, и только 21% убеждены, что необходимы радикальные изменения. Что касается последствий внедрения Плана BEPS в Украине, то 50% опрошенных считают, что это приведет к точному увеличению давления только на недобросовестных налогоплательщиков, а 26% ожидают увеличения давления на все компании.

Еще 40% убеждены, что стоит ожидать пересмотра льготных/упрощенных режимов налогообложения, а 35% считают, что произойдет возврат доходов с "оффшорных" юрисдикций в Украине.

При расчетах во внимание традиционно брались 4 критерия:

  • качество налогового законодательства;
  • обременительность/легкость администрирования налогов;
  • фискальное давление;
  • качество налогового обслуживания (работы налоговиков).

Общее значение налогового индекса представляет собой интегральный расчет среднего значения каждого из вышеприведенных факторов. В опросе приняли участие 104 эксперта Налогового комитета Ассоциации.