Бюджет-2010 станет первым испытанием нового президента

Первым тестом на профпригодность для нового президента станет принятие госбюджета на 2010 год
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

роли в разработке основного финансового документа страны играют правительство и парламент, но последнее слово (подпись под бюджетом или его ветирование) остается за президентом. Кроме того, есть все основания полагать, что после президентских выборов влияние главы государства на Кабинет Министров, а значит, и на бюджетный процесс, усилится.

То, что бюджет принимается не до выборов, а после них, безусловно, играет на руку будущему президенту. Все предвыборные обещания можно так и оставить обещаниями и проконтролировать, чтобы бюджет был непопулистским. Поддержка прагматичного финплана на 2010 год или же ветирование проекта бюджета с раздутыми доходами и расходами — это то, чего требуют от президента экономические реалии и Международный валютный фонд, без чьей денежной подпитки Украине пока не обойтись.

От чего отталкиваться

В первую очередь глава государства должен настоять на том, чтобы проект бюджета-2010 был принят на основе реалистичных доходов. По сравнению с прошлым годом, когда бюджет был принят на основе завышенных ожиданий, макропоказатели, на основе которых правительство разработало проект бюджета-2010, выглядят реалистично: номинальный ВВП на конец 2010 года — 1178,6 млрд. грн.; рост реального ВВП — 3,7%; рост потребительских цен (декабрь-2010 к декабрю-2009) — 9,7%; а также прогнозируемый средневзвешенный обменный курс 8,6 грн./$. Аналитик «Конкорд Капитал» Никита Михайличенко оценивает доходы общего фонда госбюджета-2010 приблизительно в 210 млрд. грн.; сумма, предложенная правительством, такая же — 218,9 млрд. грн. Однако экс-министр финансов Виктор Пинзеник советует не строить свою оценку на основе макропрогнозов: он утверждает, что реальные доходы общего фонда госбюджета-2010 не превысят уровень номинальных поступлений в бюджет-2009 — 180 млрд. грн. «В этом году нереально получить в бюджет более 200 млрд. грн.», — уверен Пинзеник.  

По прогнозам экс-министра финансов, в этом году Украину ожидает беспрецедентно высокий показатель дефицита госбюджета (с учетом дефицита НАК «Нафтогаз Украины» и Пенсионного фонда) — около 150 млрд. грн. (это 12,7% номинального ВВП). «Это рекордный показатель для страны: в прошлом году дефицит госбюджета составил приблизительно 11% ВВП, а дефицит больше 12% был только в 1993 году (12,3%)», — отмечает Пинзеник.

О наболевшем

Программа сокращения бюджетных расходов уже давно написана. Вместо украинской власти, переключившейся на президентские выборы, это сделали эксперты Международного валютного фонда в сотрудничестве со специалистами Минфина и Национального банка. Разработанная ими программа включает повышение тарифов на газ для населения и теплокоммунэнерго: Кабмин уже пообещал валютному фонду с апреля ежеквартально поднимать цены на голубое топливо на 25%. Ведь убытки, которые несет «Нафтогаз Украины» от продажи газа на внутреннем рынке по заниженным ценам, продолжают расти: если средняя цена импорта газа в 2009 году составляла $261 за 1 тыс. куб. м за квартал, то в 2010-м она, по прогнозам официального представителя «Газпрома» Сергея Куприянова, составит $280 (уже названа цена для Украины на I квартал — $305). Тем не менее Национальная комиссия регулирования электроэнергетики сохранила стоимость газа для промышленности, которая была установлена год назад — на уровне 2020,25 грн. за 1 тыс. куб. м (по курсу 8 грн./$ это приблизительно $253 за 1 тыс. кубометров). В итоге правительство в начальном проекте бюджета-2010 запланировало потратить на компенсацию «Нафтогазу» сумму в 6,5 млрд. грн., тогда как в 2009 году на возмещение компании предусмотрели 1,6 млрд. грн.

Вторым шагом, который МВФ настырно навязывает украинскому правительству и парламенту, является сокращение пенсионных выплат: надбавок к пенсиям по разным программам, а также спецпенсий, которые получают чиновники, судьи, депутаты и т. п. Второй год подряд правительство закладывает в бюджет на дотации Пенсионному фонду для подобных расходов — помощь «чернобыльцам», военнослужащим, выплаты спецпенсий — гигантскую по меркам украинской казны сумму — 31-32 млрд. грн. По словам Виктора Пинзеника, Украина имеет рекордную сумму дефицита Пенсионного фонда среди всех стран мира: около 20% ВВП.

Несколько увеличить доходы бюджета в 2010 году можно, повысив акциз на бензин и другие топливные материалы — эти средства зачисляются в Спецфонд бюджета, а следовательно, могут быть направлены на конкретные инвестиционные программы (например, строительство мостов). Хорошим подспорьем для местных бюджетов было бы введение налога на недвижимость — этот источник доходов позволил бы перекрыть дыру в местных бюджетах, которая возникла из-за проедания остатка единого казначейского счета правительством. Если правительство подаст в Верховную Раду соответствующие проекты законов, президенту стоит их поддержать.