19 октября 2018 в 12:45
Вячеслав Горшков

Религиовед Вячеслав Горшков объясняет, что означает решение о предоставлении автокефалии украинской церкви, а также что будет дальше с церковным имуществом

Томос для Украины: что нужно знать
Фото: Т. Довгань

Процесс предоставления автокефалии украинскому православию волнует не только представителей трёх православных церквей — УПЦ (МП), УПЦ КП и УАПЦ, но также верующих других исповеданий и даже тех, кто не считает себя религиозным человеком. Что принесёт нам создание автокефальной церкви в Украине? Попробуем немного разобраться, будет ли она для нашего общества благословением или проклятием.

Зачем церкви нужна автокефалия

Важно также понимать, что религиозный фактор традиционно играл серьёзную роль в формировании украинской политической нации. В вопросе сохранения и развития нашей нации он остаётся по-прежнему актуальным. А потому внимание государства к этому вопросу — вполне естественно и объяснимо.

Основное отличие автокефальной церкви от неавтокефальной в том, что она обладает признанным другими церквями правом самостоятельно, без указаний внешних религиозных центров выстраивать отношения как внутри церкви, так и с другими религиозными организациями, государством и обществом, т. е. обладает полноценной субъектностью и может в полном объеме учитывать особенности государства и культуры, в которой она существует.

Создание автокефальной церкви в Украине нужно рассматривать как способ преодоления разделенности украинского православия, обусловленного политическими причинами, а не догматическими разногласиями.

Не стоит думать, что автокефалия нужна в первую очередь непризнанным в православном мире церквям — УПЦ КП и УАПЦ. Полноценного единства православного сообщества желает и немалая часть верующих УПЦ Московского Патриархата.

Заповедь о единстве — одна из важнейших в христианстве, а потому многие, кто искренне старается следовать заповедям Христа, стремятся к преодолению разделённости христианского мира и восстановлению церковного единства, которое выражается в возможности совместного участия в богослужениях и церковных таинствах.

Новая автокефальная церковь должна стать пространством единения украинских православных христиан, и хотя о готовности присоединиться к ней заявили члены УПЦ КП, УАПЦ и части УПЦ (МП), существует значительная часть православных в Украине, которые воспринимают создание автокефальной церкви как угрозу для себя.

Чего боятся противники автокефалии

Большую обеспокоенность украинской автокефалией проявляют в Москве, а не в Киеве. Риторика российского церковного руководства куда более эмоциональная и агрессивная, чем представителей УПЦ. Похоже, что Москву автокефалия пугает сильнее, чем их киевских собратьев по патриархии. Сам собой напрашивается вывод о нечистоте мотивов Московской Патриархии, ведь вместо радости о рождении новой церкви мы видим горечь о потере влияния на Украину.

Что касается руководства УПЦ (МП), то большей угрозой для них является потеря авторитета в обществе, в основе которого лежит не преуспевание в делах праведности, а статус единственной канонической и благодатной православной церкви в Украине. Каноничность УПЦ (МП) после образования автокефальной церкви не пострадает, а вот степень "благодатности" можно будет проверить в сравнении с новосозданной церковью.

Говоря светским языком, мы получим в Украине конкуренцию православных канонических церквей. Ужасно ли это? Ничуть! Именно в таком положении находятся православные церкви Америки, Западной Европы и других, традиционно не православных стран, законодательство которых гарантирует религиозную свободу для всех своих граждан.

Опасно ли это для православия? Вовсе нет! Наоборот, отсутствие привилегированного положения создаёт условия для развития нормальной церковной жизни, в центре которой стремление к Богу, а не желание за вознаграждение выслужиться перед правителем.

Важно понимать, что православные церкви слишком долго существовали как церкви империй и за это время слишком заразились нетерпимым имперским духом, мешающим выстраивать равноправные связи со всеми субъектами общественных отношений.

В свете этой проблемы напряжённость в православном мире, вызванная положительным разрешением вопроса об украинской автокефалии, можно рассматривать как процесс исцеления церквей православной традиции от имперских болячек.

Как бы ни пугала Москва новыми расколами, долгими и масштабными они не будут. Для этого в современном глобализированном мире просто нет соответствующих условий. Бойкоты и разрыв отношений с другими православными церквями могут привести Москву только к самоизоляции, маргинализации, а также оттоку верующих в другие православные (и не только) церкви.

В мире, стремящемуся к открытости, закрытость способствует не развитию, а деградации.

Что будет с церковным имуществом

Говоря об опасностях, связанных с автокефалией, чаще всего поднимают проблему церковной недвижимости и возможных конфликтов относительно того, какой церкви она будет принадлежать. На самом деле вопрос проще, чем может показаться. Наиболее заметная церковная недвижимость — это памятники архитектуры, находящиеся во владении государства, а не религиозных организаций.

Лавры и древние храмы та или иная религиозная община использует на основе договорённости с государственными структурами. Многочисленные храмы, построенные в последние десятилетия, зарегистрированы либо как собственность конкретной религиозной общины, либо как частная собственность. Права таких собственников защищены законом.

Конфликты могут возникнуть лишь в случае разделения общины, которая владеет церковным зданием. Эти споры также могут быть мирно разрешены на основе действующего законодательства.

Но чтобы проблем было ещё меньше, Верховной Раде необходимо принять новые законы, защищающие права как тех, кто желает оставаться в старой церковной юрисдикции, так и тех, кто желает перейти в новую. Проекты этих законов уже готовы и ожидают своего рассмотрения парламентариями.

Другими словами, споры о церковной недвижимости можно и нужно решать в правовом поле без всякого насилия.

Что дальше?

Решение о предоставлении автокефалии украинским православным уже принято Константинопольским Патриархатом. Теперь украинской стороне необходимо создать церковную структуру, которая и получит Томос — документ, признающий её церковную самостоятельность. Для этого должен быть созван собор епископов, которые изберут предстоятеля новой церкви и примут необходимые документы, позволяющие государству зарегистрировать её.

Дата созыва собора пока не известна, но его вполне реально провести до конца этого года.

Получением Томоса об автокефалии дело не завершится. Это будет лишь началом создания новой украинской православной церкви. Не ошибусь, если охарактеризую этот процесс как возрождение, обновление, модернизацию или даже реформацию украинского православия — за столетия назрело слишком много проблем, ожидающих мудрых и взвешенных решений.

Обретение украинским православием долгожданной независимости должно привести к разрешению этих проблем и оздоровлению церкви. А здоровая церковь — это всегда здорово, даже для тех, кто к ней не принадлежит.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram

автор:
по материалам:
"Дело"
раздел:
теги:

По теме:

Андреевскую церковь передали в пользование Вселенскому патриарху — закон
Политика 18 октября 2018 в 11:37

Андреевскую церковь передали в пользование Вселенскому патриарху — закон

Уже в декабре Вселенский патриарх может получить в постоянное пользование Андреевскую церковь

300 лет ожиданий: Константинополь решил предоставить автокефалию украинской церкви
Политика 11 октября 2018 в 22:26

300 лет ожиданий: Константинополь решил предоставить автокефалию украинской церкви

С Филарета и Мелетича сняли анафему, от процесса предоставления Украине автокефалии не отказались, а украинские прихожане уже не подчиняются московскому патриарху — таковы главные решения Синода в Константинополе

Загрузка...
Информационный партнер проекта Ukr.net
Новости со всех уголков Украины на https://www.ukr.net/
Загрузка...