НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

Чем налоговая система Украины отпугивает внешних и внутренних инвесторов

Одним из краеугольных камней реформы финансового сектора сегодня является гармонизация системы налогообложения. Неправильное налогообложение способно разрушить любую, даже самую прогрессивную реформу. В чем же сегодня заключается проблема в Украине?

Изучая практику налогообложения пассивных доходов в других странах, я обнаружила, что Украина в первом приближении выглядит достаточно конкурентно в сравнении с развитыми странам. В этом можно убедиться, сравнив ключевые показатели из профилей стран, которые регулярно публикуют аудиторские фирмы из большой четверки (Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, KPMG). Например, если сравнивать ставки налогообложения доходов физических лиц, то в странах ЕС средняя максимальная ставка подоходного налога в 2017 году составляла 39%. В Украине ставка подоходного налога по сути составляет 19,5% (НДФЛ 18% и военный сбор 1,5%). При этом во многих странах Европы размер ставки налога зависит от сумы дохода — чем выше доход, тем выше ставка. Поэтому на примере небольших доходов (до € 10 тыс.) разница в ставках не выглядит настолько радикальной. Например, во Франции общий годовой доход, не превышающий €9 710 не облагается совсем. Доходы в сумме от €9 710 до €26 818 облагаются по ставке 14%. Также предусмотрены ставки 30% и 41% для более высоких доходов, и наконец самая высокая ставка составляет 45% для доходов, превышающих €152 260.

Но дело не только в ставке. Огромное значение имеет база налогообложения — сумма, к которой применяется ставка налога. Можно ведь гордо объявить, что отныне ставка налога будет составлять 10%, но взимать его будем со всего и даже воздуха. А можно сказать, что ставка налога у нас составляет условные 20%, но взимается он от суммы дохода, которую налогоплательщик имеет право уменьшить, воспользовавшись налоговой льготой или иными налоговыми вычетами (например, сегодня любой налогоплательщик имеет право уменьшить базу налогообложения на сумму самостоятельно произведенных взносов в негосударственный пенсионный фонд, оплаченных процентов по ипотечному кредиту, страховых взносов по договору долгосрочного страхования жизни). И во втором примере сума налога в абсолютных цифрах может даже оказаться меньшей, несмотря на вдвое больший размер ставки. Поэтому, чтоб понять реальное положение дел, недостаточно поверхностного сравнения ставок.

Что касается определения базы, то общие подходы к налогообложению пассивных доходов граждан в большинстве стран, включая Украину, примерно одинаковые. Тут нужно оговориться, что под пассивными доходами мы понимаем проценты, дивиденды, инвестиционную прибыль, страховые выплаты и другие доходы, которые мы получаем в результате использования различных финансовых услуг.

По логике доходы одного вида, получаемые от финансовых услуг, похожих по своей сути, должны облагаться по одинаковым правилам. Но сегодня в Украине это не всегда так, а в некоторых вопросах существует откровенная дискриминация. Дивиденды по привилегированным акциям почему-то приравниваются к заработной плате и облагаются НДФЛ по стандартной ставке 18%, в то время как для дивидендов по простым акциям предусмотрены ставки 5% и 9%. Также не выглядит справедливым, что при выплате пенсии из негосударственного пенсионного фонда или страховой выплаты по накопительному долгосрочному страхованию жизни никто у вас не спросит, сколько вы вложили и пользовались ли налоговым кредитом, а просто удержат налог с 60% от суммы выплаты.

Кроме того, все финансовые консультанты рекомендуют распределять свои сбережения в активы в разных валютах. Это называется диверсификация, позволяет снизить риски колебания валютных курсов. Опустим вопрос скудности предложения инструментов инвестирования и перейдем сразу к налоговым последствиям. Вы можете купить наличную иностранную валюту, спрятать её дома подальше, как и делает большинство, и радостно наблюдать за ростом её курса. Но это не очень безопасно, поэтому вы размещаете её на валютный депозит в банке. Либо же вы могли бы купить долговую ценную бумагу того же банка или другого предприятия, номинированную в иностранной валюте, которую в случае необходимости можно продать, не дожидаясь погашения. И в первом, и во втором случае суть операции заключается в размещение своих сбережений на определенный срок под процент с обязательством вернуть вам тело вклада и проценты.

А вот налоговые последствия от этих операций будут разные. В примере с валютным депозитом в конце срока вы получите обратно внесенную сумму в валюте вклада, а налоги банк удержит только с процентов. В случае же с любым другим финансовым инструментом, выраженным в иностранной валюте, налогами будут обложены не только проценты, но и положительная курсовая разница в теле инвестиции, возникшая в результате роста курса валюты. И подобных неприятных нюансов в налоговом законодательстве достаточно много, что несомненно отпугивает внутреннего инвестора — потребителя финансовых услуг. Это также совсем не способствует вовлечению более широкого круга участников в финансовые рынки, потому что весьма сложно продавать любую финансовую услугу, когда ты обязан потребителю сообщить о не очень радужных налоговых последствиях.

Также нельзя оставить без внимания тот факт, что в украинском налоговом законодательстве почти полностью отсутствуют налоговые стимулы и поощрения для инвестиционной деятельности. От этого наша и без того не слишком привлекательная юрисдикция проигрывает конкуренцию даже с ближайшими соседями, не говоря уже о более развитых рынках. В это же время во всех странах мира предусмотрены различные инструменты поощрения инвестирования, например, так называемые налоговые вычеты — это когда при условии владения финансовым инструментом какое-то существенное время (например, не менее 2-х лет) и имея определенную долю в процентах от выпуска (например, не менее 10%), ваши доходы от продажи такого финансового инструмента освобождаются от налогообложения. Во многих странах для отдельных категорий финансовых инструментов или финансовых услуг, особенно социально значимых, предусмотрены особые режимы налогообложения или полное освобождение таких доходов от налогов, например, индивидуальные сберегательные или инвестиционный счета (saving accounts), пенсионные накопления и другое.

Поэтому полноценное расширение инвестиционных возможностей невозможно без качественного изменения системы налогообложения пассивных доходов. Это значит, что как бы мы не старались реформировать финансовый сектор, все наши усилия рискуют оказаться напрасными, если конечный потребитель финансовых услуг будет снова и снова сталкиваться с несправедливым и нестабильным налогообложением его доходов от использования таких услуг или в результате инвестирования. При этом стоит отметить, что хоть налоговые условия и стимулы не являются самым главным и решающим критерием при выборе юрисдикции для инвестирования, но они могут стать положительным сигналом от государства инвесторам, как внутренним, так и внешним.

А от активизации инвестиционной деятельности выиграют все. Для государства это увеличение поступлений в первую очередь от непрямых налогов. Для внутреннего инвестора это возможность эффективно и безопасно разместить находящиеся сегодня в тени сбережения. Для внешнего международного инвестора — хорошая возможность диверсифицировать свой портфель в активы с приемлемым соотношением риска и доходности. Хочется верить, что хронический дефицит бюджета не воспрепятствует наведению порядка в налогах, и система станет справедливее и понятней.