Что нужно изменить в законопроекте о заочном осуждении

Законопроект № 5610 о заочном осуждении прогрессивен, но далек от совершенства, считают юристы

22 февраля 2017 года Верховная Рада проголосовала в первом чтении за совершенствование механизмов обеспечения задач уголовного производства, а именно проведения специального досудебного расследования уголовных преступлений (in absentia).

Юрий Луценко заверил депутатов, что принятие этого закона позволит 10 марта начать суд на Януковичем по делу о государственной измене.

Но принятие законопроекта даже в первом чтении вызвало волну обсуждений и критики в профессиональной среде юристов. Некоторые прогнозируют крах правосудия и полное нивелирование прав на защиту и прав на личную свободу, другие выражают полное согласие с принятым документом.

Плюсы законопроекта

Юрист департамента уголовной практики ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Кристина Ямельская выделяет пять позитивных изменений, которые урегулируют реальное завершение расследований, передачу в суд дел экс-чиновников и удовлетворяют требованиям Евромайдана:

1. Помимо вручения повестки лицу, находящемуся за пределами Украины по последнему известному месту его жительства или пребывания, такая повестка также обязательно публикуется в официальных печатных изданиях: "Голос Украины", "Урядовый курьер" и на официальном сайте органа, осуществляющего досудебное расследование. Это обеспечивает свободный доступ к информации и реализации возможности защиты своих прав подозреваемым.

2. Предусматривается осуществление специального досудебного расследования в отношении одного или нескольких подозреваемых.

3. Добавление статьи 255 КК Украины (создание преступной организации) в перечень статей о преступлениях, по которым осуществляется специальное досудебное расследование, даст возможность наказания за некоторые экономические и военные преступления.

4 .В законопроекте вводится точное правило расчета сроков досудебного расследования, что делает невозможным затягивание рассмотрения дел защитников экс-чиновников в отечественных и европейских судах.

5. Продление действия закона после 15 апреля, поскольку действие сегодняшнего закона с 15 апреля 2016 по 15 апреля 2017 года может быть рассмотрено европейскими и украинскими судами как выборочное правосудие.

Недостатки

Однако несмотря на вышеперечисленные преимущества законопроекта №5610, по мнению юриста, этот документ несовершенен и имеет ряд недостатков.

"Во-первых, нормы об увеличении сроков "заочного" досудебного расследования до 18 месяцев и на аналогичный срок содержания под стражей в уголовных производствах относительно тяжких преступлений, совершенных преступной или террористической организацией, сужают и ограничивают права человека, а именно право на личную свободу (статья 29 Конституции Украины)", — говорит Ямельская.

Кроме того, в законопроекте отсутствует определение особо сложных уголовных производств, что может спровоцировать коррупционные действия сотрудников правоохранительных органов, которые будут толковать это определение на свое усмотрение.

"Резюмируя, можно сказать, что законопроект имеет ряд новых позитивных изменений, которые ускорят процесс досудебного расследования и передачи дел экс-чиновников на судебное рассмотрение, но он также требует доработки в части исключения норм об увеличении сроков "заочного" досудебного расследования, а также исключения формулировки "особо сложные уголовные производства" из норм законопроекта", — подытоживает Кристина Ямельская.