Цифровая подпись вместо паспорта: Что меняет закон о BankID и MobileID

Цифровая подпись вместо паспорта: Что меняет закон о BankID и MobileID
Верховная Рада с четвертой попытки смогла принять во втором чтении и в целом закон о доверительных услугах. Delo.UA разбиралось, какие изменения несет этот закон для бизнеса и граждан

На прошлой неделе Верховная Рада во втором чтении и в целом поддержала закон о доверительных услугах. Документ придает легальный статус электронной идентификации с помощью BankID и MobileID, а также приравнивает форматы выданных в Украине электронных подписей, печатей и сертификатов публичных ключей к европейским.

Противников закона о доверительных услугах среди депутатов фактически не было, но все равно он прошел через парламент с большим трудом. Сначала его едва не провалили во время второго чтения в феврале 2017-го. Потом дважды откладывали повторное рассмотрение в мае и июне, мол, вопрос неактуальный. Тем не менее в октябре главе комитета Рады по вопросам информатизации Александру Данченко, а также команде Министерства экономразвития удалось отстоять закон в зале парламента и принять этот документ.

ЭЦП и BankID уже работают. Зачем нужен был закон?

Действительно, и украинский бизнес, и физлица-предприниматели, и даже обычные граждане давно имеют возможность получить электронную цифровую подпись(ЭЦП). Соответствующий закон был принят больше 10 лет назад — еще в 2003 году.

Правда, с тех пор рынок услуг по предоставлению ЭЦП развивался хаотически, с периодическими возникновениями монополий и злоупотреблений, говорит руководитель направления е-сервисов проекта USAID/UK Aid "Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах" Данил Молчанов.

Потому внутренний рынок доверительных услуг нуждался в наведении порядка, утверждает эксперт. С ним согласны и представители Госагентства по электронному правительству, и депутаты, и предприниматели.

Принятый документ вводит в законодательство понятия аутентификации, электронной идентификации и ее средств. Он определяет правовые основы предоставления электронных доверительных услуг, поясняет менеджер по регуляторным вопросам и цифровым технологиям "Киевстар" Максим Савченко. То есть закон устанавливает четкое и понятное регулирование этого рынка, утверждают в "Киевстаре".

Регулировать рынок предоставления ЭЦП, BankID и MobileID будут Министерство юстиции, Госслужба спецсвязи и защиты информации, Госагентство по электронному правительству, а также Нацбанк (в тех вопросах, которые касаются банковской сферы).

Минюст будет отвечать за разработку норм и стандартов предоставления доверительных услуг, ведение списка поставщиков услуг идентификации, ведение реестра действующих, заблокированных и отмененных сертификатов открытых ключей, а также будет отвечать за взаимное признание украинских и иностранных сертификатов ключей и ЭЦП.

Госспецсвязь будет устанавливать требования к безопасности и защите информации и контролировать участников рынка. А Госагентство по электронному правительству будет участвовать в разработке норм и стандартов идентификации, а также устанавливать к ним требования.

Еще один аспект на котором акцентируют внимание "лоббисты" принятого закона — имплементация европейских норм в украинское законодательство.

"Это даст возможность Украине полноценно взаимодействовать со странами ЕС в правовом поле. А именно заключать соглашения в электронной форме, получать электронные услуги, обращаться к госреестрам, судам и другим госучреждениям", — поясняет заместитель главы Госагентства по электронному правительству Алексей Выскуб.

Появится еще один идентификатор — MobileID

В начале августа премьер Владимир Гройсман заявлял, что до конца 2017-го должен заработать еще один электронный идентификатор — MobileID. Его запуска давно ждут украинские мобильные операторы.

Работает этот идентификатор просто: все, кто захочет пользоваться MobileID, смогут без смены номера получить специальную sim-карту, на которую записывается мобильный цифровой ключ. Он будет использоваться для проверки данных во время подтверждения личности абонента.

Что получат граждане и бизнес?

Закон поспособствует формированию в Украине конкурентного рынка электронных доверительных услуг, которые к тому же признаются в европейских странах, утверждают в компании lifecell. А в Агентстве по электронному правительству уверены, что принятые нормы позволят полноценно запустить электронный документооборот и электронные услуги. Последних уже сейчас запущено около 30, в частности, получение помощи при рождении ребенка, справки о несудимости или разрешения на начало строительных работ.

Легальные и простые инструменты идентификации позволят государству перевести еще больше услуг в электронный вид, а украинцев будут подталкивать более активно ими пользоваться. "То есть для использования некоторых сервисов будет достаточно ввести логин и пароль или воспользоваться своим ID паспортом", — говорит Алексей Выскуб из Госагентства по электронному правительству.

То есть украинцы смогут получать разные нужные (или ненужные) справки дистанционно с помощью мобильного телефона, добавляет заммера Днепра Яника Мерило.

А поскольку закон соответствует нормам ЕС, в перспективе и бизнесу, и гражданам можно будет подписывать договора в электронном виде с европейскими контрагентами. "К примеру, покупать домик на Лазурке или подавать документы на магистратуру в европейский университет", — отмечает народный депутат Алексей Мушак.

Правда, принятые новшества начнут работать лишь через год. Законодатели решили дать время на адаптацию уже работающим участникам рынка. А чиновникам за это время необходимо еще разработать много подзаконных актов.