НБУ курс:

USD

41,29

+0,07

EUR

44,97

+0,12

Наличный курс:

USD

41,58

41,55

EUR

45,25

45,12

Comic Con Ukraine: Есть ли будущее у индустрии комиксов в Украине?

Comic Con Ukraine: Есть ли будущее у индустрии комиксов в Украине?
Звезды мирового уровня, косплееры и десятки тысяч посетителей. Организаторы фестиваля Comic Con Ukraine рассказали Delo.ua о культуре комиксов в Украине, о том, когда у нас будут активно их экранизировать, и о проблеме контрабанды из России

Comic Con Ukraine в этом году пройдет второй раз. Год назад ивент собрал около 20 тысяч посетителей. В этом году организаторы ожидают увеличения их числа до 30 тысяч. Delo.ua поговорило с организаторами - Аркадием Медведевым и Артемом Прядкой — о том, как в Украине относятся к комиксам, как найти инвестиции от спонсора, который даже не знает, что такое комик-кон и какие перспективы у индустрии комиксов в Украине. В конце сентября пройдет второй комик кон. Комикс-культура в Украине уже достигла того уровня развития, когда такие мероприятия, как комик-кон, рентабельно здесь организовывать?  Артем: Да. Мы это поняли, когда съездили за рубеж, увидели, как там комик-коны проходят и осознали, что можно сделать круче, лучше и интереснее.   Аркадий: В Украине гик-тусовки проходили еще с 2007 года, когда в Киеве провели первый фестиваль аниме. Я с командой начал делать фестиваль, посвященный японской анимации в 2008 году. И мы его делали примерно 10 лет. За это время такие фестивали проходили не только в Киеве. Они были также в Донецке, Днепре, Харькове, Одессе.  Примерно с 2012 года я начал думать, что комик-кон — это отличный формат, но у нас было недостаточно контента, чтобы собрать это все в один фестиваль. Потом, когда мы начали понимать, сколько это все стоит — не было денег.

А  вообще когда мы общаемся с агентами каких-то актеров, то они чаще всего интересуются вопросом безопасности. Надо признать, что информационную войну стране-агрессору мы проигрываем. И пропаганда очень сильно влияет на сознание зарубежных граждан. 
В каких странах вы перенимали опыт проведения подобных мероприятий? Артем: Мы ездили в Варшаву в 2017 году.  Тогда мы просто собрали контакты и вдохновились увиденным. А в прошлом году снова туда приехали, уже после нашего комик-кона, и разочаровались, потому что с ним произошло что-то за эти пару лет. Вполне возможно, их стратегическая ошибка в том, что они проводят свой комик-кон два раза в год. За полгода очень мало нового контента собирается. Аркадий: Члены нашей команды также были на E3, Gamescon, Нью-Йоркском комик-коне. В общем, мы собрали опыт со всех основных мероприятий подобного формата.  На фото (слева направо): Аркадий Медведев и Артем Прядка. Фото: Александр Козаченко/Delo.ua  Вы общались непосредственно с организаторами?  Артем: Мы больше общались не с организаторами, а с людьми, которые там принимали участие. Например, из Польши мы привезли ребят с выставкой "Звездных войн". При этом общение было непростое. Потому что ребятам там по телевизору очень противоречивую информацию рассказывают. Они, кроме ЕС, вообще никуда не ездили. До этого они отказывались приезжать в Россию и Беларусь. Поэтому мне пришлось лететь в Варшаву за 1,5 месяца до мероприятия и объяснять, что у нас здесь совсем не страшно и безопасно. В итоге они остались очень довольны. Как вообще иностранные звезды, которых вы приглашаете, реагируют на предложение посетить Украину?   Артем: Это зависит от самого актера. Например, актер Джон Рис-Дэвис (актер, исполнивший роль гнома Гимли в трилогии "Властелин колец", — Delo.ua), наоборот, был рад посетить нашу страну и оказался очень осведомленным во всех вопросах, что касается Украины. А вообще, когда мы общаемся с агентами каких-то актеров, то они чаще всего интересуются вопросом безопасности. Надо признать, что информационную войну стране-агрессору мы проигрываем. И пропаганда очень сильно влияет на сознание зарубежных граждан. Вы отметили для себя какие-то особенности проведения комик-конов в других странах? Артем: Тут все зависит от организатора. Например, в Германии проводится четыре комик-кона. У всех один организатор, и все они очень разные по своей направленности. На одном мероприятии может быть 4 приглашенные звезды, на другом — 20. В Барселоне, например, входной билет 10 евро стоит. Это очень маленькая цена для Европы. В итоге они собирают больше 100 тысяч посетителей. Но при этом большинство из них — это школьники. У них даже ни одного косплеера нет. Поэтому такое мероприятие — это больше масс-маркет для детей. В Варшаве, например, мероприятие организовывает Ptak-Expo. Это как у нас — МВЦ. У них своя огромная площадка, и они сами же у себя проводят комик-кон. Поэтому они могут позволить себе ставить низкую цену на билет. 
Многие все еще воспринимают комиксы, будто это для детей. Хотя, например, есть комикс, который получил Пулитцеровскую премию — "Маус", про Холокост.
Как вы оцениваете итоги своего первого прошедшего комик-кона? Артем: В прошлом году у нас было от 22 до 24 тысяч посетителей. В этом году ожидаем, что количество посетителей вырастет. Но у нашей площадки тоже есть потолок. Примерно до 30-ти тысяч человек. Поэтому количество билетов будет ограничено. Также в этом году мы немного изменим пропускную систему. Постараемся сделать так, чтобы не было таких больших очередей, как в прошлый раз.  На фото: Comic Con Ukraine 2018 Какое вообще у людей отношение в Украине к комиксам? Комиксы же бывают не только на супергеройскую тематику? Артем: Многие все еще воспринимают комиксы, будто это для детей. Хотя, например, есть комикс, который получил Пулитцеровскую премию — "Маус", про Холокост. Ребята, которые издавали "Дао-гопак", сделали комикс для Unicef, для детей востока Украины о том, как себя вести, если ты находишь подозрительный предмет. Ведь под таким предметом может маскироваться взрывное устройство. И комикс призван простыми словами это объяснить ребенку. Издательство "Видавництво" выпускает комиксы исключительно на социальную тематику. Супергероика их вообще не интересует. Недавно они выдали комикс "Запрещенный плод" про менструацию. И в их сторону полетело огромное количество негативных отзывов. Потому что люди не привыкли о таком читать. Или, например, эти же ребята издавали польский комикс "Розквашене яблуко" о насилии в семье. То же самое. Был негатив и даже угрозы. Недавно мы узнали, что создательнице персонажа "Гусь", Наде Кушнир, тоже угрожают из-за того, что её персонаж говорит на суржике. Мы понимаем, что определенные темы просто неприемлемы для некоторых.  Аркадий: Так же было, когда мы занимались косплеем. Кто-то пытался провоцировать, сорвать наши шествия. Иногда люди считают, что так не должно быть, просто потому что они этого не понимают и не принимают. Но сейчас, к счастью, уже единицы тех, кто не поддерживает такие вещи. Люди становятся либеральнее.  Культура комиксов в Украине пока остается нишевой. Может ли она в будущем снискать массовую популярность?  Артем: Сейчас эта сфера на хайпе. Она динамично растет и развивается. Но, как долго этот рост продлится — непонятно. За последний год в Украине около 10-12 новых издательств появилось. Сейчас будет эволюционный отбор. Многие вложились в это. Но по факту, думаю, пройдет год, рынок перегреется, и останется около 10-ти издателей. Аркадий: О росте можно судить по принципу — сколько новых комиксов было заявлено в прошлом году и сколько в этом. Разница в десятки раз больше.  Аркадий Медведев. Фото: Александр Козаченко/Delo.ua  Вы сказали, что сейчас появилось много новых издательств комиксов. Что они будут выпускать? Просто переводы иностранных комиксов по лицензии или наши украинские комиксы тоже будут издаваться?  Артем: По-разному. UA Comics, по-моему, единственные, кто издают только украинские комиксы. Но в основном это все-таки покупка лицензий на издание переводов. При этом украинских комиксов за последнее время вышло очень много.    Аркадий: Украинская комикс-индустрия только развивается сейчас. У каждого издательства может быть одна-две-три серии комиксов украинского авторства. Стоит подождать пару лет. Скорее всего, со временем будет развиваться активнее. Ведь рисовка комикса — долгий процесс.   Артем: К тому же я думаю, культурный скачок случится тогда, когда в массовом порядке будут покупаться у украинских авторов права на издательство их комиксов. У нас есть автор, Андрей Данкович, его издает UA Comics, он недавно продал права на свой комикс в Польшу. И ездил на комик-кон в Сан-Диего как автор. 
Совсем недавно в Украине 99% комиксов были русскими. Но тут есть важный момент. Если бы  у нас не ввозили российские комиксы контрабандой, возможно, ситуация была бы лучше.
По примеру, как на Западе, будут ли у нас активно снимать экранизации наших комиксов? Артем: Есть комикс "Воля", который планируют экранизировать. Также должна была быть экранизация комикса "Максим Оса". Но производство застряло, и, скорее всего, этого фильма не будет. Плохой менеджмент погубил это кино. "Максим Оса " — это экранизация украинского комикса, которая находится в стадии производства уже 6 лет. За это время фильм сменил пятерых продюсеров и трех режиссеров. 3 июня 2019 года прошло заседание Совета по государственной поддержке кинематографии, на котором было решено, что новым постановщиком проекта станет Мирослав Латык, известный по работе над веб-сериалом "5baksiv.net". А сам фильм должен выйти летом 2020 года, — примечание Delo.ua Но в целом потенциал есть. Это как эхо. Сначала что-то происходит в США, через какое-то время это случается в Европе, потом в России и только потом у нас. Так всегда было. Где больше денег, там эти процессы быстрее и происходят.  С какими вообще проблемами сталкивается издательство комиксов в Украине? Артем: Совсем недавно в Украине 99% комиксов были русскими. Но тут есть важный момент. Если бы у нас не ввозили российские комиксы контрабандой, возможно, ситуация была бы лучше. Это один из моментов информационной войны, который мы проигрываем. На территории Украины есть огромное количество продукта на русском языке, которого здесь не должно быть. Когда вышел закон об ограничении доступа на украинский рынок печатной продукции антиукраинского содержания из РФ, это все должно было получать определенную лицензию. Но проблема в том, что в Украине можно приобрести такую продукцию, а лицензии на нее нет. Любой крупный бизнес (Netflix или Amazon) заинтересован в независимости рынка. Что делает, например, Россия? Она покупает права "на СНГ". Мы не состоим в СНГ. Но в итоге комикс выходит сразу в 8-ми странах, в том числе и в Украине, из-за контрабанды. А крупному правообладателю это невыгодно, потому что он хочет, чтобы комикс издавался в каждой отдельной стране самостоятельно. И вот, если бы все законы работали, а контрабанды не было, нам было бы намного проще — тиражи бы росли, а продажи улучшались.      Сложно ли вам было найти спонсора на комик-кон? Артем: В прошлом году это было сложно. Мы были как слепые котята. Когда у тебя ни фото нет, вообще ничего. Приходилось все на пальцах объяснять. Когда мы провели первое мероприятие — на нас обратили внимание. И в этом году уже было проще.  Аркадий: Многие представители компаний в этом году нам пишут, говорят, что тоже хотят поучаствовать в мероприятии. Но некоторые даже не знают, что такое комик-кон. Люди ходят в кино на "Железного человека", но даже не понимают, что он как-то связан с комиксами. Одна из целей для нас — донести до людей, что эта культура намного шире, чем они себе представляют.   Артем: После прошлогоднего мероприятия многие партнеры уже увидели в этом потенциал. Но еще не все. Бывает, общаешься с компанией о сотрудничестве, а они говорят: "Нет, нам такое неинтересно". Ты гуглишь, а филиал этой же компании в другой стране является соорганизатором местного комик-кона. Беседовал Артур Заёнц, Delo.ua