Депутаты решили судьбу медицинской реформы

Верховная Рада проголосовала за законопроект о финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Народные депутаты проголосовали за законопроект № 6327 "О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств" за основу и в целом. Проект закона поддержало 240 народных избранников.

За какое лечение не будут платить украинцы

Программа государственных гарантий будет определять перечень и объем медицинских услуг и лекарственных средств, оплату которых будет гарантировать государство за счет средств госбюджета.

Как предусмотрено медреформой, программу будет разрабатывать Министерство здравоохранения по согласованию с Минфином, а утверждать ее будет Верховная Рада.

Не менее 5% ВВП в Госбюджете нужно будет выделять на реализацию программ медицинских гарантий. Расходы на программу будут защищенными статьями расходов бюджета.

Закон определяет, что в пределах программы медгарантий государство гарантирует оплату услуг и лексредств, связанных с:

- предоставлением экстренной медицинской помощи,

- первичной, вторичной (специализированной), третичной, паллиативной медпомощи,

- медицинской реабилитацией,

- медицинской помощью детям до 16 лет,

- сопровождением беременности и родами.

Закон вступает в силу через месяц со дня его публикации и вводится в действие с 1 января 2018 года поэтапно.

Согласно заключительным и переходным положениям законопроекта, с 1 января 2018 года будет запущена программа медгарантий для первичной медицины.

В течение 2018-2019 годов такой подход будет постепенно введен для других видов медицинской помощи, в частности через реализацию пилотных проектов для соответствующих видов медицинских услуг.

Предполагается, что с 1 января 2020 года такой подход будет осуществляться по всем видам медицинской помощи.

Также будет создан новый центральный орган исполнительной власти, который будет заниматься организацией финансирования предоставления медуслуг и лекарственных средств. Этот орган, который авторы законодательной инициативы называют Национальной службой здоровья, будет заказчиком медицинских услуг по программе медгарантий. Он же будет реализовывать госполитику в сфере финансовых гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий, а также обеспечивать функционирование электронной системы здравоохранения, создание которой также предусматривает данный закон.

Согласно принятому документу, для всей территории Украины будут установлены единые тарифы оплаты медицинских услуг и препаратов, которые будут предоставляться по программе медицинских гарантий. Получать оплату за медобслуживание пациентов будут учреждения здравоохранения и физические лица-предприниматели, которые заключат соответствующие договора с Национальной службой здоровья.

Как деньги будут ходить за пациентом

Кроме этого в рамках медреформы Верховная Рада приняла за основу законопроект №6604 о внесении изменений в Бюджетный кодекс относительно обеспечения государственных финансовых гарантий предоставления медицинских услуг и лекарственных средств, убрав из Бюджетного кодекса медсубвенцию для областей и расходы местных бюджетов на медпомощь.

"Законопроект № 6604 является техническим для реализации принятого законопроекта №6327. Он предусматривает изменения в Бюджетный кодекс, необходимые для реализации реформы финансирования системы здравоохранения", — сказала и.о. министра здравоохранения Уляна Супрун во время выступления в Верховной Раде.

Данный законопроект позволит реализовать принцип "деньги идут за пациентом".

Нардепы при голосовании также учли рекомендации профильного комитета, согласно которым законопроект (№6604) был принят за основу с оговоркой, что ко второму чтению его подготовят с учетом некоторых положений альтернативной инициативы (№6604-1) авторства народного депутата Виктора Пинзеника (фракция "Блок Петра Порошенко").

Согласно предлагаемым изменениям в кодексе, расходы государственного бюджета не будут идти на предоставление медицинской помощи разных уровней — из бюджета будут финансировать предоставление медицинских услуг.

Кроме того, из кодекса предлагается изъять часть ст.103, согласно которой медицинская субвенция направлялась на расходы местных бюджетов.

В то же время, из перечня расходов местных бюджетов законодательная инициатива предусматривает изъятие финансирования предоставления медицинской помощи в учреждениях здравоохранения.

Однако предполагается, что среди расходов местных бюджетов будет оплата коммунальных услуг и энергоносителей коммунальных учреждений здравоохранения, местные программы предоставления населению медицинских услуг сверх государственного гарантированного пакета, а также местные программы общественного здоровья.

Согласно заключительным и переходным положениям, в случае принятия документа в целом, он вступает в силу 1 января 2018 года.

Вместе с тем, будут внесены изменения в раздел Бюджетного кодекса с переходными положениями, которые предусматривают, что на протяжении 2018-2019 годов по решению Кабинета министров будет разрешено предоставлять медицинскую субвенцию из госбюджета местным бюджетам для финансирования предоставления медуслуг и лексредств.

Как развивалась ситуация с голосованием медицинских законопроектов

18 мая 2017 года Верховная Рада не включила в повестку дня сессии первый пакет законопроектов (№ 6327, 6328, 6329 и 6347), который был подан Кабинетом министром. Также депутаты не проголосовали за альтернативный пакет законопроектов (№ 6327-1, 6328-1, 6329-1 и 6347-1) авторства депутата Олега Мусия.

Далее депутаты предложили создать рабочую группу и внести правки в основные законопроекты. Позже стало известно, что вопрос медреформы будет вынесен на Национальный совет реформ, участие в котором принял президент Петр Порошенко.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Баталии вокруг медреформы: как будут реформировать систему здравоохранения в Украине.

После всех трансформаций пакет законопроектов от Кабмина "похудел" до двух документов (№ 6327 и 6329).

Утром 6 июня депутаты внесли в повестку дня сессии 4 законопроекта по медреформе. В частности, № 6327 "О финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств" и № 6329 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины". Также в повестку дня были внесены и альтернативный пакет законопроектов (№ 6327-1 и 6329-1).

В итоге законопроект № 6327 был проголосован в первом чтении и отправлен на доработку. После в документ было внесено 886 правок.

За изменения в Бюджетный кодекс депутаты не проголосовали.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как изменится медицина после голосования в Верховной Раде — интервью замминистра Ковтонюка.

Законопроект № 6604"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно обеспечения государственных финансовых гарантий оказания медицинских услуг и лекарственных средств" был подан в Раду 21 июня после того, как депутаты провалили законопроект № 6327.

Отметим, что проект изменений в Бюджетный кодекс № 6604 идет в комплексе с законопроектом № 6327.