- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Е-правительство в Украине: когда и какие услуги бизнес сможет получить онлайн
Говоря об успехах электронного правительства в Украине, упоминают преимущественно опыт Львова, Днепра и Киева. Тем не менее, онлайн уже можно оформить субсидию, получить лицензии на экспорт и импорт товаров, получить выписку о нормативной денежной стоимость земельного участка или подать декларацию об отходах. В конце интервью вы можете найти инфографику, которая резюмирует, какие услуги уже переведены в электронный вид, а какие будут доступны онлайн в ближайшее время.
Агентство работает в Украине уже около двух лет, о каких результатах деятельности на сегодняшний день вы бы говорили?
За эти два года появились первые настоящие электронные услуги в важных для граждан и бизнеса сферах, открыты приоритетные наборы государственных данных, внедрен электронный документооборот между министерствами. Основная сложность касалась подготовки и согласования нормативных документов, которые предполагают много изменений от госорганов. Для примера, только концепцию развития электронных услуг мы согласовывали больше года. Утвердил ее Кабмин только в ноябре 2016-го. Такие документы всегда сложно согласовываются госорганами, да и правительство менялось, а потому процесс согласования пришлось начинать сначала.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaКакие данные были открыты?
В целом более 10 тысяч разных наборов информации, среди них единый государственный реестр юридических и физических лиц, реестр плательщиков НДС, реестр лицензиатов-землеустроителей.
Какие новые данные госорганов будут открыты и какие данные просят публиковать активисты?
Запросы от общественных организаций касаются открытия информации из существующих реестров. Это в первую очередь реестры Минюста, Фискальной службы, Министерства здравоохранения, Минприроды, Судебной администрации. Это информация госорганов, которая может использоваться общественными организациями или стартапами для их деятельности и контроля власти, а также создания проектов. И мы активно сотрудничаем с этими органами, чтобы обеспечить открытие этих данных.
Не все госорганы и учреждения открывают данные. Нужно просто чуть больше времени?
Есть разные причины, почему госорганы и госкомпании не открывают данные. Иногда они не готовы технически — например, данные представлены в неудобном формате или только в бумажном виде. То есть, кое-кому нужно еще трансформироваться и автоматизироваться. Часть органов очень забюрократизированы, и их необходимо нормативно обязать эти данные открывать.
То есть, должен быть спрос, а мы должны драйвить предложение.
Давайте вернемся к электронным услугам, какие из них уже были запущены?
Изначально мы выбирали услуги исходя из их общественной значимости. Необходимо было реализовать популярные услуги, те, у которых большая аудитория, где есть сложности, большие коррупционные риски и прочее. Также мы стремились работать с органами, которые готовы к изменениям. Кроме того, мы решили переводить в электронную форму услуги, под которые нормативку можно поменять максимально быстро, то есть порядок которые определен постановлением правительства или приказом, но не законом. Внести изменения в постановление можно за три-шесть месяцев, чтобы поменять закон может и года не хватить. Разница чувствуется.
Сейчас гражданам и бизнесу доступно более 20 услуг в строительной сфере (начало, завершение строительных работ и строительная лицензия), земельной сфере (разнообразные выписки, согласование проектов землеустройства и регистрации земельного участка). Через несколько недель будут запущены очень важные е-услуги в сфере регистрации бизнеса. Также хороший эффект имело внедрение е-услуги по назначению субсидии.
На каком этапе реализация этой услуги?
С ноября она полностью переведена в электронный вид. Если человек использует какое-то из средств идентификации — банковскую идентификацию или электронную цифровую подпись — ему вообще не нужно никуда ходить. Согласно статистике, в течение последних двух-трех месяцев 15% предоставленных субсидий выданы как раз в электронном виде. Также из социальных услуг в электронный вид в прошлом году мы перевели помощь при рождении ребенка.
Какие из услуг, которые должны быть переведены в электронный вид в течение 2017-го и последующих лет, вы бы назвали самыми важными для бизнеса и граждан?
Мы подготовили вместе с Минэкономразвития проект постановления по переводу всех лицензий в электронную форму. Мы ожидаем его принятие в течении месяца и также перейдем к внедрению е-услуг.
Но у нас вообще есть уже утвержденная Концепция, в которой определен список из 46 приоритетных административных услуг, которые должны быть внедрены в первую очередь. Среди них услуги в земельной сфере, строительной, экологической, регистрации авто и места жительства, выдача паспортов и прочее.
Что может сделать Агентство, чтобы переводить услуги в электронный вид быстрее, чем, например, за год?
Основой для электронных услуг является внедрение электронного взаимодействия с между реестрами, что позволит существенно упростить и повысить эффективность административных процессов. Даже чтобы предоставлять услуги в бумажном виде, центрам админуслуг необходим эффективный доступ к реестрам.
Это как электронная система документооборота?
Не совсем. Речь идет об электронном взаимодействии информационных систем органов. Например, чтобы зарегистрировать имущественные права у госрегистратора, вам нужно получить разрешение из Государственной архитектурно-строительной инспекции на введение в эксплуатацию. Так вот, теперь сама система делает запрос в реестр ГАСИ, получает информацию и от человека больше не требуют справки. Или же более сложный пример. Для верификации соцвыплат необходима информация из 20 разных информационных систем, а если бы данные были в надлежащем виде, можно было бы собирать информацию не вручную, а автоматически. С 1 января мы реализовали взаимодействие между ключевыми информационными системами. В частности, между реестром юрлиц и физлиц-предпринимателей, реестром имущественных прав на недвижимое имущество, земельным кадастром, реестром плательщиков налога на добавленную стоимость, предпринимателей, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве и так далее.
Сколько приблизительно необходимо времени, чтобы эта система заработала?
Закупка системы должна состоятся в феврале-марте, а запустить планируем в первом полугодии 2017-го.
А с электронным документооборотом какая сейчас ситуация в госорганах?
У нас сегодня 76 органов центральной власти, практически у каждого есть система электронного документооборота. Но у каждой системы есть, скажем так, стадия ее развития, которая зависит от технической способности органа, наличия специалистов, средств, размера органа, сложности процессов и так далее. Практически в 100% органов есть система электронной регистрации документов.
Что это значит?
Орган в обязательном порядке регистрирует документы в электронном виде. Но дальше документ может идти в бумажном или электронном виде, в зависимости от внутренней системы документооборота.
То есть, документ приходит в электронном виде, в таком же виде согласовывается и обрабатывается. Если его необходимо отправить в другой орган власти, он просто подписывается электронной цифровой подписью. А есть органы, куда документ приходит в электронном виде, потом распечатывается и дорабатывается на бумаге, возвращается обратно, сканируется, подписывается электронной цифровой подписью и отправляется в другой орган.
Между органами с августа 2016-го работает система электронного взаимодействия. То есть все документы, срок хранения которых не превышает пяти лет, между центральными органами власти и Секретариатом Кабмина ходят исключительно в электронном виде.
Агентство работает с органами власти, дабы те перешли на внутренние эффективные системы документооборота. По нашим подсчетам, есть 7-8 разных информационных систем для этих потребностей, которые используют органы власти. Но орган самостоятельно пишет техническое задание и выбирает на тендере систему, которая больше всего подходит ему по цене и условиям. Процессы, которые автоматизируются, как правило очень похожи и связаны с базовыми процессами — входящие и выходящие документы, обращения граждан. Но вместе с тем, есть органы с региональными отделениями, у них эти процессы более сложные. Например, есть обладминистрации, где система работает только в их структуре, а есть более продвинутые, которые в эту систему включили все районы и сейчас подключают новосозданные общины. Все зависит от готовности руководства.
Готово ли государство сегодня финансировать e -правительство?
За время существования Агентства бюджетные деньги выделялись только на его содержание. Практически все время мы работаем с донорами, которые предоставляют в том числе международную техническую помощь. Запуск электронных услуг — это каждый отдельный проект, в рамках которого работаем с конкретными донорами и с органом власти, который предоставляет эту услугу. Последние два года мы работали с большими донорами, такими как USAID и немецкое бюро сотрудничества GIZ.
Однако сегодня проект Плана приоритетных действий впервые предусматривает большое количество задач именно по развитию электронного управления, под которые предусмотрено бюджетное финансирование.
Кликая на стрелочки, которые появляются справа квадратов, вы можете раскрыть инфографику и увидеть, какие услуги в каких сферах уже переведены в электронный вид, а какие будут переведены в ближайшее время