В День Конституции — 28 июня — вступает в силу закон, кардинально меняющий правила лицензирования некоторых видов хозяйственной деятельности. С этого момента государственные органы получают возможность аннулировать лицензию компании, если существенное влияние на ее деятельность оказывает собственник-резидент страны-агрессора. Политически такой шаг можно считать правильным, но так ли он хорош в действительности, как может показаться на первый взгляд?
Не нужно питать иллюзий. Законодатели, принимая данный закон, не хотели применять каких-либо серьезных санкций, поскольку намного более значимые сферы деятельности под действие закона не попали. Вы вдумайтесь — из-под действия закона исключены: телевидение и радиовещание, алкоголь и табак, банковская деятельность и даже мобильная связь, по моим данным, не попадает, хотя прямо в законе и не обозначено. То есть там, где можно промывать мозги и спаивать нацию, оно исключено, а в качестве главного врага определена фондовая биржа. Именно тут куются коварные планы по захвату Родины.
А ведь кто пострадает на самом деле от действия закона, прописанного в подобном виде? Прежде всего пострадают 130 украинских акционеров, которые в 2010 году купили акции фондовой биржи ПФТС. Они 20 лет строили ПФТС, инвестируя в биржу денежные и временные ресурсы, и теперь в одночасье потеряют бизнес. Кроме того, пострадают более 100 клиентов ПФТС. Больше не пострадает никто. А наш мажоритарный акционер (Московская биржа — 50%+1 акция — ред.), в крайнем случае, просто вернет свои деньги после ликвидации компании.
Говорить же о попытке спасти биржу через сокрытие доли Московской биржи в кипрской юрисдикции просто бессмысленно. Во-первых, НКЦБФР все равно должна проверить конечных собственников. Во-вторых, МБ — это международная, прозрачная компания, которая более чем на 50% принадлежит крупнейшим мировым частным и суверенным фондам и пойдет на переоформление прав собственности только в одном случае — честной продажи другому инвестору. Вот только проблема в том, что найти того, кто сейчас готов купить 50% чего-либо на фондовом рынке Украины крайне трудно.
В общем, наше государство, как та унтер-офицерская вдова из "Ревизора" — высекла сама себя: биржи не будет, деньги уйдут из страны, государство недополучит 5 миллионов гривень в год, которые мы перечисляем в бюджет.
В правительстве просто нашли тех, кем можно пожертвовать в угоду общественному мнению, создавая видимость борьбы. Для меня после понимания, кто под действие закона не попадает, данное произведение законотворчества есть ни что иное, как формальная отписка. Смешно сказать, но до недавнего ПФТС считали чуть ли не филиалом ЦРУ, поскольку мы создавались USAID, а вот теперь… развернула нас судьба, так развернула.
Но от нового закона может пострадать не только ПФТС. "Украинская биржа" также может оказаться под ударом — все зависит от того, как исполняющие органы будут трактовать понятие "существенный контроль" и иже с ним: какой размер доли в бирже; считается один акционер или совокупно все резиденты-агрессоры; оффшорная компания резидента страны-агрессора все еще агрессор или уже нет и т.д.
Второй важный вопрос — по какому из двух путей пойдут государственные органы, реализуя данный закон: по "ускоренной" схеме, как во времена Октябрьской революции, или все-таки по необходимым процедурам с изменением соответствующих нормативных актов и т.д. Как по мне, страна, стремящаяся в ЕС, по первому пути не ходит. Но, может, я чего-то недопонимаю и надо быстренько прикрыть эти очаги "злостного сепаратизма".