- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
История одной "перемоги": что даст Украине раскрытие данных
Еще в начале года, когда закон об открытых данных был лишь проектом, а Денис Гурский — общественным активистом, его идеи о том, чтобы открыть все данные государства и на основе этих данных запустить тысячи стартапов, казались утопией.
Однако закон принят, а на прошлой неделе Кабмин принял постановление, которое определило порядок открытия данных, а также перечень, состоящий из более 300 наборов данных. В частности, в список вошла вся нормативно-правовая база Украины, реестр юрлиц и ФЛП, реестр административно-территориального устройства, реестр патентов Украины, реестр медицинских средств и цен на медицинские средства, финансовые планы госпредприятий, единый реестр спортивных сооружений, кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Украины.
Сейчас Денис — советник премьер-министра, он объединяет работу в своей общественной организации SocialBoost и в Кабмине. Мы поговорили с ним о том, как его команде удалось добиться своего и какие трудности еще впереди.
Расскажите о вашей деятельности.
Я возглавляю межведомственную группу по открытым данным, в которую входят представители всех министерств. Это правительственная структура. В то же самое время я продолжаю руководить общественной организацией. У меня есть офис в Кабмине(потому что я — советник премьер-министра), где мы проводим совещания с группой людей из министерств, которые поддерживают этот процесс. SocialBoost же преимущественно занимается вопросами, которые связаны с разработчиками, IT-компаниями, международными организациями типа Open Knowledge Foundation. В госсекторе не так много IT-шников - для этого нужно финансирование из бюджета, потому общественные организации и IT-компании часто приходят на помощь. В последнее время больше времени провожу в Кабмине или в отдельных министерствах. В каждом министерстве есть своя мини-команда, которая занимается вопросами открытых данных. Их пока еще не назначили этим заниматься, просто им интересно, поэтому вполне ок обмениваться емейлами в час ночи, созваниваться, увидеться на заправке, чтобы договориться о дизайне презентации, например.
Отличная команда собралась. Мне нравится группа, в ней много классных людей, которые действительно что-то делают. То же самое в Кабинете министров: премьер-министр и секретариат искренне заинтересованы, чтобы это все произошло. Мне уже на горло наступают все разработчики и IT-компании в этой стране: когда уже наконец-то можно будет использовать данные, они хотят писать код и что-то создавать. Microsoft, Cisco, SAP хотят, чтобы их технологии использовались в понятных, прозрачных, светлых проектах. У них есть технологии, а у разработчиков есть идеи о том, что можно сделать. Мы собрали целую базу 800+ идей проектов на основе государственных данных, она в открытом доступе.
Мне кажется, все хорошее, что сейчас делается — делается на энтузиазме.
Просто мы все понимаем, ради чего мы это делаем. Мы создаем условия для существования полезных приложений и для полной прозрачности всех процессов в государстве. Фискальная прозрачность, открытый бюджет — это хорошо, но данные нужно открыть все. Государство, которое находится в состоянии войны, сейчас не может многого сделать самостоятельно, но если открыть данные, украинские разработчики это все вытянут на себе сами. Они лучше любого госучреждения поймут, где что-то можно сделать, запросят нужные данные, возьмутся, сделают, обеспечат себя работой, сделают стартапы.
Я даже не думала, что закон об открытых данных так быстро примут и начнут внедрять!
На самом деле, мне кажется, что все медленно, но это с непривычки наверное. Я всегда ожидаю, что все будет происходить быстрее, и это часто проблема для людей в моей команде. Бюрократическая машина дает о себе знать, но, к счастью, закон об открытых данных есть, постановление приняли.
Что дает постановление?
Утвержден список из 320+ наборов данных, многие из которых являются полноценными реестрами. Список состоит из того, что подсказывал здравый смысл, и того, что было результатом аудита. При поддержке фонда "Відродження" мы сделали аудит в трех разных Министерствах и посмотрели, какие данные собираются и хранятся. Дальше министерства будут в зависимости от того, что им предписано этим постановлением, раскрывать данные, а также все остальное, что посчитают нужным.
Что, например, считается набором данных?
Информация, которая в министерстве собирается структурированно и обновляется по мере поступления новых данных. Например, "Інформація щодо суб"єктів господарювання, які мають податковий борг"или кадастр месторождений полезных ископаемых Украины. В общем, просто огромное, невероятное количество данных.
Где эти данные будут доступны?
На data.gov.ua, портал уже есть. Им управляет Госагентство по электронному правительству.
А ваша задача в чем?
Как советник премьер-министра и глава рабочей группы по открытым данным я занимаюсь координацией работы в министерствах и секретариате КМУ на тему открытых данных. Все что касается открытых данных, так или иначе находит меня, и дальше начинается работа по связыванию разных концов единого целого. А в общественной организации SocialBoost мы занимаемся технологическими разработками, тренингами. Там все финансируется Фондом "Відрождення", программой развития ООН и USAID. Этой осенью мы искали и привозили тренеров по открытым данным в министерства, потому что в госсекторе не бывает тренеров. В 2014 году мы разработали портал открытых данных и бесплатно передали государству. В этом году уже Минфин выделил госагентству какие-то деньги на доработку нового функционала портала.
И что там изменится, кроме того, что там будет огромная база данных?
Предполагаю, что там будут рейтинги министерств в зависимости от того, кто сколько данных и в каком качестве опубликовал, можно будет составить сравнительную таблицу. Будет каталог приложений, разработанных на основе открытых данных, которые можно будет сразу скачать в AppStore или Google Play.
Скорее всего, там будет доработан API для того, чтобы интегрироваться с существующими государственными информационными системами. Чтобы информационную систему, допустим, Минэкономики, можно было связать с порталом, и сотрудникам министерства не приходилось данные публиковать руками, чтобы это происходило автоматически.
Для кого еще будет полезным этот ресурс?
В целом -для всех. Этим летом был доработан механизм, который позволяет оставить запрос на раскрытие информации в формате открытых данных. Нужно указать, как этот набор данных примерно называется, если есть пример — можно подгрузить свой файлик и дописать, зачем это вообще надо, почему государство должно приложить усилия и публиковать эти данные. Межведомственная комиссия рассматривает раз в месяц такие обращения, если они есть и, соответственно, расширяет список данных, которые должны открываться.
Но нужно научить тех, кто будет отвечать за публикацию данных.
Мы стали представителями Open Knowledge Foundation. Это британская организация, которая по всему миру имеет филиалы и занимается тем, что развивает тему открытых данных. У них есть опыт по работе с правительством Великобритании, Швейцарии, других стран. И мы возим тренеров сюда, в Украину для того, чтобы прокачивать наши министерства. Но самое сложное - это тренинги не для министерств, а для госпредприятий, которые находятся под управлением этих министерств. Например, в самом Мининфраструктуры данных особо нет, но в их управлении - "Укрпочта" и "Укрзализныця", а там нереальное количество данных. И мы будем делать тренинги для директоров госпредприятий, чтобы объяснить им, в чем выгода открытия данных, чтобы они понимали, в чем вообще суть вопроса, получили новые навыки.
Уже непосредственно специалистов мы будем учить, как сформировать набор данных, как его почистить, как разбить столбец на два столбца. Такие банальные вроде бы вещи, но они на самом деле нужны.
Сколько выделено денег из бюджета ?
Я не знаю, сколько выделено конкретно на эту тему. Слышал, что в целом в этом году на электронное правительство выделено 5 млн, но как все это распределяется, что на открытые данные, что на другие системы - я не знаю.
Так, проект "електронне урядування" включает в себя достаточно много всего.
Электронная цифровая подпись, электронный документооборот, электронная система взаимодействия государственных органов друг с другом, содержание государственных реестров, административные услуги — получение паспорта онлайн, уплата штрафов онлайн, получение выписок. Вот это все — "електронне урядування".
И на это все 5 млн грн?
Там, видимо, на что-то конкретное запрашивалось. Но на открытые данные грантовых денег уже недостаточно. Доработки к порталу проспонсировал фонд "Відродження". Они же спонсируют сейчас тренинги, которые проводят специалисты из-за рубежа. Но министерствам уже нужны дополнительные деньги на то, чтобы публиковать данные, нужен отдельный штат — это все дополнительный бюджет.
Вы имели дело с этими людьми, которые занимаются раскрытием данных в министерстве?
Да. В каждом министерстве есть какой-то один чемпион. Часто это советник на общественных началах.
То есть, с этим проблем тоже нет?
Нет. Все классно. 23 числа я еду в Берлин на инвестиционный Форум "Германия — Украина" рассказывать о том, что у нас с открытыми данными все хорошо, что на подходе новый рынок IT-приложений, основанных на открытых данных, что есть закон, есть все механизмы.
Получается чистая "перемога". Закон приняли, Кабмин идет навстречу, деньги есть, специалисты есть.
Кабмин идет навстречу, но я думаю, на практике возникнут проблемы в части качества данных, т.е. окажется, что какие-то данные собираются непонятно как, например, в Mirosoft Word. Их надо как-то в нормальном (машиночитаемом) виде публиковать, это целая история.
Наверняка окажется, что у кого-то есть бизнес, связанный с данными, кто-то где-то чего-то продает. Например, оказалось, что есть информация в "Укрзализныце" о точных GPS-координатах всех станций, пассажиропотоке, графике работы и плане открытия-закрытия временных станций. Для малого, среднего бизнесатипа "Форнетти", у кого торговля связана с вокзалами, это просто нереальный реестр -бери и автоматизируй свой бизнес. Но это почему-то закрытая информация. Задача Министерства инфраструктуры будет заключаться в том, чтобы убедить ее публиковать.
Так что значит "переубедить", если есть закон и они обязаны его исполнять?
Это госпредприятие. В законе не написано:"Укзализныця" должна опубликовать эти данные". В законе написано: "Кабмин определяет наборы данных". И Кабмин может принять решение, что Мининфраструктуры должно опубликовать данные, потому что мы о них узнали. Но Кабмин не может указывать госпредприятию. Госпредприятию может указывать министерство, но госпредприятие — это коммерческая структура, они могут найти сколько угодно оправданий, чтобы ничего не делать.
С госпредприятиями понятно, а с министерствами?
Министерств много. Тех, которые классные и инициативные, пока не так много.
А кто самый классный и инициативный?
Мининфраструктуры, Минэкономики, Минфин, Минагро, Минэкологии, Минобразования, а дальше надо разбираться. Я думаю, что они начнут публиковать данные первыми и возникнет вопрос, что мешает остальным.
Нет каких-то прямых возражений, что "так не получится"?
Прямых возражений пока нет. Программа развития ООН поддерживала исследование о готовности Украины к открытым данным, они делали серию интервью по разным министерствам. Исследование показало, что мы готовы.
Расскажите, хоть что теоретически мы можем ждать в светлом будущем.
Транспортных сервисов будет много, туристических сервисов, логистических и т.д. Сервисы по управлению объектами типа портов, ферм, частных хозяйств. Прогнозные приложения для фермеров: как лучше оптимизировать посевные площади и как правильно спланировать посевы, чтобы соответствовать спросу в зависимости от того, какие планируются государственные закупки. Приложения, связанные с безопасностью людей. Приложения, связанные с врачами, больницами, детскими садами и т.д. Скорее всего, в энергетике — об оптимизации энергопотребления, прозрачности энергопотребления, геймификации энергопотребления. Например, чтобы можно было увидеть, какое предприятие потребляет больше всех — вот ему черная медалька, а это меньше всех — вот ему зеленая. Я уверен, что это будет класс!
По сравнению с другими странами насколько у нас уровень открытия данных будет отличаться?
Со Штатами сравнивать не будем, потому что у них нет бумажек, и не было никогда. Они еще в 90-х перешли на электронно-цифровую подпись, на безбумажный оборот, и когда пошел тренд об открытых данных, году в 2006-м, для них не было проблемой открыть что угодно — оно и так все было собрано и систематизировано. В Великобритании более 20 тыс. наборов данных, в Молдове — 3 тыс. Я считаю, что нам надо стремиться к 20 тыс. через года полтора. Мы сейчас это все запустим и посмотрим, что даст механизм запроса данных.
Количество данных будет зависеть только от спроса?
Некоторые министерства уже насобирали много данных, список не очень-то совпадает с тем, что есть в постановлении Кабмина. Это значит, что утвержден перечень, но они опубликуют больше. Но чтобы это легализовать, надо будет их сразу же добавить в перечень.
Так это что, каждый раз нужно решение Кабмина для того, чтобы что-нибудь добавить?
Нет. Просто добавлять в него — и все. Они же ЦОВВ (центральний орган виконавчої влади), и могут предлагать изменения. Кабмин должен поставить штампик, да. Иначе как эту работу контролировать? Если бы вышел закон, а никто ничего не публикует — такое ведь тоже может быть.
Чего вы ожидаете от встречи в Берлине?
Более тесного взаимодействия с немецкими партнерами. В частности, с SAP, GIZ, другими фондами. Это экономический форум. На него приходят представители украинского бизнеса, правительства, люди, которые возглавляют стратегически важные направления. Аудитория — это государственные партнеры, местные инвесторы, немецкие компании, которые хотели бы гипотетически открыть офис в Украине, немецкий бизнес, который уже присутствует в Украине и доволен, довольные инвесторы. Правительство и госпредприятия рассказывают о существующих возможностях. Бизнес и инвесторы, которые уже имеют отношения с Украиной, рассказывают, почему они эти отношения имеют. Это форум по повышению инвестиционной привлекательности. Обычно под такую поездку готовится ряд соглашений.
Будете рекламировать новый рынок?
Да. А потом через неделю Украина будет представлена в Мексике на Open Government Partnership Summit. Это самое главное событие по электронному правительству и открытым данным в мире. Там важно презентовать кейс - как в Украине открыты данные, как за год приняли закон, запустили портал, провели хакатоны по разработке приложений. Так быстро это не происходило еще ни в одной стране.
Тут важно не только поделиться опытом, но и привлечь внимание международных организаций, инвесторов, доноров. Не знаю почему, все решили — раз закон приняли, значит все в порядке.
Это самое необычное интервью за последнее время.
Никакой зрады?
Да.
Открытые данные — это история успеха. Но если бы не инициатива гражданского общества, ничего бы этого не было. Если бы не Кабинет министров, который это все развивает, если бы не Админстрация президента, которая поддержала проект на начальном этапе... Если бы IT-компании не включились во всю эту историю, не проспонсировали бы кучу хакатонов, на которых была разработана куча приложений, никто бы не поверил в саму идею. Если бы "Відрождення", Программа развития ООН не спонсировали в прошлом году программу в поддержку закона, могло бы ничего не быть. Такой проект — куда ни приходишь, везде говорят "да".
Как открытие данных отразится на бюджете государства, где получится экономить?
Существенно сэкономить получится в энергетике, в агросекторе, в управлении инфраструктурой. Это отрасли, которые абсолютно не оцифрованы, при этом в них собирается наибольшее количество данных. Можно делать аналитические сервисы, которые позволят правильно принимать решения. Оптимизация — ключ ко всему. И это касается как макроуровня, так и уровня предприятия.
Условно говоря, приходит министр на заседание Кабмина с iPad, и у него с собой оперативная информация по ключевым показателям из всех обладминистаций, ему не надо кого-то спрашивать. Это позволит в принятии решений опираться на объективные данные, а не на советы.
Что лично вы будете делать, когда откроются все данные, все будет работать само и украинские разработчики все сделают?
Просто буду счастлив.
И все? А возглавить Госагентство?
У меня нет такого плана. Я хочу строить инфраструктуру данных в Украине. Это предполагает регулирование всех процессов, связанных со сбором, хранением и открытием данных. У нас данные независимого оценивания, например, не поднимаются выше районов, в Министерство образования они не приходят. Если их систематизировать, можно сделать аналитику и понять, что у нас вообще с образованием творится в стране.
Это отдельная отрасль — информационная архитектура станы. Как все расположено, кто за что отвечает, все четко прописано и все делается в соответствии с архитектурой.
Для того, чтобы этим заниматься, нужно быть чиновником.
Может быть, когда-нибудь после реформы госслужбы. Пока мне лучше так.