- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Как правильно обжаловать спорную закупку в ProZorro: советы юриста
Система ProZorro открыла путь к государственным закупкам сотням компаний. Но что делать, если вы уверены, что ваше предложение лучшее — а закупщик явно "протаскивает" своего поставщика? Нужно обжаловать.
Система публичных закупок ProZorro защищает поставщиков не только "прозрачностью" тендеров. В сложных спорных случаях каждый поставщик может подать жалобу в Антимонопольный комитет Украины. С каждым годом количество жалоб в комитет растет. Как подсчитали эксперты торговой площадки Zakupki.Prom.ua, только за 2017 год в АМКУ было подано 5800 жалоб, из них 1090 не принято к рассмотрению, а 631 отозвана.
Однако далеко не все участники закупок, права которых были нарушены, пользуются инструментом обжалования. Например, на недавнем семинаре по публичным закупкам из 50 представителей бизнеса, которые работают в ProZorro, только 2-3 человека хотя бы раз пользовались инструментом обжалования.
Почему бизнес не отстаивает свои права
Представители бизнеса не видят в обжаловании эффективного инструмента борьбы за свои права.
Нередко поставщики решают не обжаловать несправедливое решение при закупке, потому что опасаются: в случае подачи или удовлетворения жалобы заказчик попросту отменит закупку. А это значит, что поставщик потратил время, силы, понес дополнительные расходы, но так и не получил желаемого результата. К сожалению, так бывает.
Однако и в таких ситуациях не стоит сдаваться: в нашей практике был случай, когда заказчик отменил две одинаковых процедуры — и только на третий раз признал победителем нашего клиента.
Существует и проблема недоверия к системе закупок в целом, особенно среди новичков в публичных закупках. Случается, что заказчики из-за некомпетентности или из-за "большой мотивации" придумывают немыслимые причины дисквалификации, даже когда предложение на 100% соответствует требованиям тендера (у нас в практике были такие ситуации). Новички часто списывают это явление на "зраду", у них опускаются руки, пропадает доверие к системе ProZorro и желание принимать участие в дальнейших закупках.
Стоит помнить: система ProZorro не может заставить каждого закупщика вести себя честно — но дает в руки поставщикам инструмент для восстановления справедливости. Нужно подавать жалобу и доказывать свою правоту.
На что жалуется бизнес
Обжаловать можно любые условия и решения, которые поставщик считает дискриминационными. Подозреваете, что цель закупщика — протащить "своего" поставщика, выставив заведомо невыполнимые для большинства компаний условия? Считаете, что победитель тендера выбран непрозрачно и несправедливо? Жалуйтесь.
На условия тендера
Чаще всего наши клиенты жалуются на прописанные для одного производителя или поставщика характеристики товара — 60%, а также на несправедливые квалификационные и другие требования(наличие склада/офиса в определенном регионе, наличие опыта в количественном выражении, предоставление документов, которые невозможно получить за срок, отведенный для подачи предложения и т.п.) — 40%.
На решения в торгах
Чаще всего к нам обращаются с просьбой обжаловать дисквалификацию по формальным (надуманным) причинам – 70% обращений. 20% обращений связаны с несправедливой оценкой предложений победителей(конкурентов) тендера. 10% — обжалование нарушений процедуры закупки.
Что нужно учесть при обжаловании
Чтобы эффективно пользоваться инструментом обжалования, нужно, в первую очередь, быть уверенным в своей позиции. Ваше тендерное предложение должно полностью соответствовать требованиям тендерной документации.
Если вы обжалуете результат тендера, необходимо проанализировать тендерное предложение победителя, проверить, соответствует ли оно требованиям тендерной документации.
Желательно ознакомиться с практикой решений Антимонопольного комитета Украины — например, на портале dozorro.org. Обратите внимание: с марта 2018 года решения АМКУ выходят в машиночитаемом виде, а значит нужные вам решения можно будет искать по ключевым словам.
Спустя два года (система ProZorro заработала в апреле 2016 года) поставщики наконец стали допускать меньше ошибок при оформлении бумаг. Еще год назад при анализе тендерных предложений мы в 80% случаев находили ошибки, а за последние три месяца данный процент снизился до 50%.