Согласно последним исследованиям теневой экономики в мире, проведенным Мировым банком в 2010 году, Украина заняла 140 место среди 151 страны со средним показателем теневой экономики по стране — 49,7%. Для сравнения, Польша в этом рейтинге на 53 месте, Германия — на 18, Болгария — на 92, Боливия — на 151, а Швейцария — на первом. Как известно, рост теневой экономики приводит к снижению государственных доходов, за чем абсолютно естественно следует повышение государством налоговых ставок для бизнеса, что в свою очередь еще больше стимулирует бизнес уходить в тень. Замкнутый круг.
Нет сомнений, что ключевую роль играет решение самих людей, уходить или не уходить в тень. Но их решению предшествуют совершенно объективные причины.
Как известно, в Украине уровень налогообложения заработных плат составляет 54,6%, что превышает средний показатель в странах ОЭСР. Большая часть налоговой нагрузки приходится не на сотрудников, а на предприятия в части налогообложения единым социальным взносом (ЕСВ), средний показатель которого составляет 40% в сравнении с аналогичным показателем в странах ОЭСР — 23,1%.
Большинство неофициальных рабочих, согласно отчету ОЭСР, наблюдается в развивающихся странах. Они занимаются частным предпринимательством или владеют очень маленькими предприятиями. Исследователи утверждают, что неофициальная занятость является следствием увольнения людей с работы. Очевидно, что в условиях бюджетного дефицита, такая самозанятость подталкивается государством еще и дополнительными налоговыми стимулами, что в итоге может привести к псевдопредпринимательству, и как результат, к еще большим потерям налоговых поступлений.
Граждане, вовлеченные в теневую экономику, чаще всего используют наличные расчеты и в таким образом избегают отслеживания банковских транзакций. Европейские страны уже давно начали бороться с теневой экономикой посредством ограничения обращения наличности. Так, в Италии максимальная сумма наличных расчетов установлена на уровне 1000 евро, в Польше и Испании — 3000 евро, во Франции уже с 1 сентября нельзя будет рассчитаться наличностью за покупку, превышающую 1000 евро. Национальный банк Украины тоже ввел жесткие ограничения с марта 2015 года на использование наличных денег юридическими лицами и предпринимателями, а недавно сообщил о своих намерениях снизить предельную сумму расчетов наличным для физических лиц со 150 тыс. до 50 тыс. гривен.
Очевидно, что высокий риск обнаружения неуплаты налогов, наличие серьезного контроля, а также высокие штрафные санкции являются сдерживающими факторами ухода в тень как для бизнеса, так и для граждан. Об этом говорит не только Мировой банк в своих исследованиях, но и опыт стран, которые могут похвастаться эффективными налоговыми реформами.
Возьмем, к примеру, Грузию. Правительство Саакашвили существенно снизило нагрузку на фонд заработной платы, был введен 20% налог на зарплату, однако контроль за соблюдением законодательства был тоже серьезно усилен, количество арестов возросло в разы. Вряд ли кто-то тешил себя иллюзиями, что бизнес начнет самостоятельно платить налоги.
В 1998 году Джонсон Кауфманн пришел к правильным выводам, — низким уровнем теневой экономики могут похвастаться страны, которые достигли высокого уровня доходов посредством относительно низких налоговых ставок, минимального законодательного регулирования, а также с минимальным уровнем коррупции. В странах, где уважаются и соблюдаются законы, госбюджет формируется за счет налоговых поступлений, уровень теневой экономики также низкий.
Очевидно, что равновесия можно достичь посредством относительно низких налоговых ставок, простого и прозрачного администрирования, хорошего законодательства, эффективной борьбы с коррупцией и уклонением от уплаты налогов. Интересно отметить, что фактор "доверие граждан к власти" в отчете Мирового банка не рассматривается, поскольку он никак не связан с теневой экономикой. Надо бороться с первопричинами теневой экономики, — снижать налоговую нагрузку на заработную плату, вводить ограничения на расчеты наличными, предупреждать псевдо предпринимательство, эффективно контролировать тех, кто не платит налоги, и при этом поощрять и стимулировать тех, кто уважает и соблюдает законы. Нет сомнений в том, что за этим всем последует то доверие, к которому мы постоянно апеллируем.