Как правильно общаться с коллекторами

Специалисты советуют не спешить платить, а сначала разобраться в ситуации

Коллекторские службы, получившие известность в период кризиса 2008-2009 года, заняли прочную позицию в сфере банковских услуг.

Подавляющее количество "жертв" коллекторов не согласны с их действиями. В некоторых случаях должник действительно забыл или не захотел заплатить вовремя. В данной ситуации возникает единственный вопрос: кому платить, банку или коллекторам? Но есть случаи, в которых долга никогда и не было, но представители коллекторских служб упорно доказывают, что он есть.

Что делать в таких ситуациях? Как правильно реагировать? На эти и другие вопросы отвечает Андрей Литвин, юрист фирмы Pravo&Peremoga, пишет Bigmir)net.

Когда звонит коллектор

Итак, вам позвонили из коллекторского агентства, от которого вы узнаете, что у вас якобы есть долг. Не стоит паниковать! Прежде всего, необходимо попросить звонящего представиться, выяснить его должность, название компании, ее местонахождение, адрес для направления почты. Затем потребуйте обосновать возникновения долга — указать дату и номер договора (кредита, займа и т. д.), данные о его сторонах, сумме долга, при наличии — реквизиты судебного решения. Далее установите, на каких основаниях заявляются требования третьим лицом (договор уступки права требования, факторинга, комиссии, предоставления услуг).

Все данные необходимо записать. Если есть возможность — определите телефонный номер звонившего. После этого завершите разговор, предупредив, что в случае повторных звонков вы будете обращаться с заявлениями в правоохранительные органы.

В дальнейшем направляются письменные запросы на адрес кредитора, банка или коллекторского агентства о наличии перечисленных договоров.

Если информация о наличии договора, который вы не заключали, подтвердится, то его необходимо признавать недействительным в судебном порядке. Также подаются заявления в правоохранительные органы о подделке документов, мошенничестве.

Как угомонить вымогателей

Случается, что коллекторы не всегда действуют в рамках закона — звонят на работу, вашим друзьям, угрожают вам и вашим близким. В таком случае, юрист советует обратиться к некоторым статьям Криминального Кодекса Украины, которые нарушают своими действиями коллекторы.

При отсутствии документального обоснования требований коллекторов в правоохранительные органы подается заявление о вымогательстве (ст. 189 КК Украины).

Звонки коллекторов подтверждают, что первичный кредитор передал им полученную от вас конфиденциальную информацию, поэтому возможна также подача заявления о нарушении неприкосновенности частной жизни (ст. 182 КК Украины). Зачастую при заключении подобных договоров предусматривается право кредитора передавать полученные данные третьим лицам, однако целесообразно обжаловать такие действия кредитора в суде и требовать возмещения материального/морального вреда.

Если договор заключался до 2011 года, то дополнительным основанием для обжалования может быть нарушение требований закона "О защите персональных данных". Члены вашей семьи не являются участниками взаимоотношений с кредитором, поэтому угрозы коллекторов в их адрес также расцениваются как нарушение неприкосновенности частной жизни.

Угрозы коллекторов могут быть квалифицированы как принуждение к исполнению гражданско-правовых обязательств (ст. 355 КК Украины).

Не спешите платить

Если коллекторы за вас взялись, то будут использовать все возможные способы психологического воздействия, которые не всегда являются законными. Нет смысла пытаться их разжалобить, у них стоит цель заставить вас вернуть долг. Если вы все же не можете прийти к согласию с коллекторским агентством, просите подавать иск в суд, ведь непосредственное взыскание может осуществлять исполнительная служба и только на основании решения суда.

И в заключение, будьте внимательны, не спешите бежать в кассу и оплачивать, изучите всю ситуацию целиком, ведь коллекторы могут оказаться просто мошенниками.